То, что вышеупомянутые интернет-ресурсы являются "побратимами", подтверждает в том числе реакция на литовскую инициативу со стороны украинских "миротворцев", которые поздравили националистов Литвы с открытием проекта и выразили готовность "оказать методическую помощь и поделиться многолетним опытом отлова российского и пророссийского деструктивного ватного элемента".
В списке литовских "врагов народа" уже более ста пятидесяти фамилий и больше десятка "враждебных" Литве сайтов, в связи с чем возникает вопрос: "А последствия для местной "ваты" будут такими же, как в "самой демократичной" стране на свете Украине, где "деструктивный элемент" (то есть просто инакомыслящих) без суда и следствия бросают в тюрьмы или даже убивают?"
Пока рано говорить о том, сколь популярным будет "Ватник" в Литве – скорее всего, широкая аудитория его проигнорирует, даже несмотря на антироссийскую истерию на политическом уровне (разве что кто-то "наверху" всерьез займется целенаправленной "раскруткой" данного портала).
Тем не менее отдельного внимания заслуживают основополагающие принципы его работы, касающиеся критериев выявления "предателей".
Когда правда глаза колет
"Ватник" намерен публиковать данные о гражданах, которые, по субъективному мнению его создателей, отрицают важнейшие факты, касающиеся советской истории Литвы и периода независимости страны, прославляют политику Советского Союза (особенно Сталина) и Кремля, критически относятся к членству Литвы в ЕС и НАТО и сеют смуту в литовском обществе.
По сути, как и на Украине, речь идет о том, что "есть только мое мнение и неправильное". Например, если политик Альгирдас Палецкис небезосновательно предложил выяснить, стреляли ли свои в своих во время январских событий 1991 года – он "рука Москвы". Или если сигнатор Акта о независимости Зигмас Вайшвила, основываясь на конкретных фактах, пытается доказать, что президент страны Даля Грибаускайте работала на КГБ, он тоже "агент Кремля".
В свою очередь, прославление России в Литве, как правило, означает любую позитивную оценку российских действий, которые по определению не могут быть правильными – только имперскими и агрессивными. Ну а Евросоюз и НАТО наоборот – ангелы во плоти, "руками не трогать".
Короче говоря, литовская свобода слова – это свободное следование "линии партии" (прежде всего, консерваторов и президентуры). Шаг влево, шаг вправо – ватник. Хорошо хоть за другое мнение в мусорные баки пока не бросают и не бьют, как на Украине.
Наконец, о какой борьбе со смутьянами может идти речь, когда сам факт разделения граждан Литвы на патриотов и "ватников" уже не способствует национальному единству. При этом литовские правоохранительные органы пока никак не отреагировали на откровенно провокационную затею местных националистов.
У опасной черты
Парадокс – если приглядеться, Украина не является страной неонацистов, но это мерзкое агрессивное меньшинство сумело навязать здоровой части украинского общества свои бандеровские правила игры. В результате нормой стало то, что в любой другой стране Европы абсолютно неприемлемо (в частности, полная деградация института государства).
В Литве все, на первый взгляд, тоже без перегибов. Но если мысленно отряхнуться и взглянуть на ситуацию свежим взглядом, хорошего мало: оголтелая критика России по поводу и без повода (один психоз вокруг учений "Запад-2017" чего стоит) и непрекращающийся поиск "врагов народа", когда даже мертвым нет покоя ("разоблачение" Донатаса Баниониса выглядит просто отвратительно "в краю магнолий").
И вот теперь этот сайт. Казалось бы, очередная мелочь, которая не заслуживает внимания (какие-то никому не известные радикалы заразились дурным украинским примером). Но проблема в том, что этих "мелочей" становится все больше, и ручеек превращается в реку, которая готова выйти из берегов. При этом понимания опасной тенденции у большинства как будто одурманенного (хотя с признаками прозрения) населения нет.
А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хо-ро-шо…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.