Ажиотаж вокруг этой истории возник в связи с тем, что в январе 2015 года глава Литвы четко заявила: "Пока Россия является агрессором, пока Россия поддерживает террористов на Востоке Украины, диалог невозможен". А сейчас она отметила, что не хочет просто махнуть рукой на проблемного соседа, даже не попробовав поговорить, ведь геополитическая ситуация изменяется, и надо стараться быть открытыми к переменам – менять позицию, если необходимо, не отказываясь от ценностей.
С учетом того, что до этого Литва удивила всех, не поддержав США в ООН в вопросе признания Иерусалима столицей Израиля (хотя Дональд Трамп грозил всем "предателям" финансовыми и иными последствиями), такой (во многом "европейский") поворот на российском направлении заставил задуматься — а не меняет ли Вильнюс свой внешнеполитический курс?
Вопрос, конечно, интересный
У политологов есть такая черта — когда им нравится какая-нибудь версия событий, они найдут кучу аргументов и фактов, чтобы обосновать свою позицию. Вот и в истории с Грибаускайте многие эксперты и журналисты в погоне за мнимой сенсацией сразу ухватились за ее слова о возможности контакта с Россией, которые, наряду с некоторыми практическими обстоятельствами, позволяют соорудить целую теорию о том, как Литва "кидает" США и делает ставку на ЕС (Германию).
А что, если Вашингтон выбрал Варшаву в качестве главного партнера в Европе, почему бы Вильнюсу не заручиться поддержкой Берлина? Кроме того, похоже, не за горами создание Соединенных Штатов Европы (СШЕ), где "рулить" будет именно Германия. При этом к России последняя относится примерно так, как и сформулировала Грибаускайте — когда надо (выгодно), можно и посотрудничать.
Вдобавок, госпожа президент Литвы скоро будет не президент, а в Брюсселе, если угодить Ангеле Меркель, можно получить "теплое местечко" (тем более, есть, что вспомнить). Короче говоря, все одно к одному — время ЕС в политике Литвы.
Желаемое за действительное
А теперь спустимся на землю и согласимся с представителем российского МИДа Марией Захаровой, которая, комментируя высказывание Грибаускайте, предложила "судить об этом не столько по заявлениям, а в основном по реальным делам".
А на практике все не так обнадеживающе, как могло показаться. Для начала вспомним, что в том же интервью президент Литвы назвала несколько условий выстраивания конструктивных отношений с Россией, среди которых — возврат "оккупированных территорий", отказ от использования силы в своих интересах, прекращение "подкупа" политиков и в Литве, и в Европе, а также невмешательство в выборы других стран. Вообщем, традиционный "набор русофоба".
Кроме того, в декабре 2017 года состоялся саммит ЕС, в преддверии которого президент Литвы отметила: "Хотя прошло три года, ситуация нисколько не изменилась. Пока Россия не выполняет свои обязательства, на Востоке Украины мы видим военные действия, поэтому очень надеюсь, что санкции будут продлены еще на пол года". Едва ли через некоторое время Грибаускайте передумала.
Наконец, подводя итоги прошлого года для издания Politico, она больше всего говорила об агрессивной политике России и посетовала на то, что в двадцать первом веке "наш восточный сосед все еще практикует наступательные военные сценарии против Запада". Предпосылки к налаживанию отношений, говорите?
"Ну а как же голосование в ООН по Иерусалиму против США?" — спросите Вы. Выглядит, действительно, странно, но объяснить данный шаг можно просто: кто такой этот Трамп со своими причудами и угрозами — он в Америке сейчас ничего не решает, а значит можно подыграть Евросоюзу, который как-никак денежки дает (то есть риск минимальный, а Брюсселю приятно). Аналогично с протестами против "Северного потока 2" — зачем продолжать нервировать Германию, если проект уже не остановить.
Обобщая, можно предположить, что Грибаускайте, испытывая искренние симпатии к европейскому проекту, который готов искать точки соприкосновения с Россией, вынуждена проводить откровенно проамериканскую политику, поскольку литовские консерваторы нашли способ заставить ее так поступать. Однако сути дела это не меняет — верно служим интересам США, при возможности пытаясь казаться "европейцами".
Не ругайте пианиста — играет, как умеет…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.