А событие – это начавшиеся баталии из-за того, что на первый взгляд не должно вызывать такого ажиотажа, а именно: какой памятник поставить на центральной площади Лукишкес в Вильнюсе?
Ломать – не строить. Эта русская пословица точно характеризует то, что случилось вообще с Литвой и конкретно с площадью Лукишкес. Снести памятник Ленину 26 лет назад кому-то было весело и просто. Собравшаяся на ту церемонию толпа людей радостно хлопала и кричала, когда массивная фигура Ленина с вытянутой вперед рукой накренилась и легла на грузовик. (О, если бы можно было на грузовике вывезти на свалку истории все человеческие слабости, страсти и все проблемы, которые от этого возникают…)
Вряд ли та толпа представляла, что потом целых 26 лет вместо Ленина останется вакуум, а вместо ленинизма укрепится дикий капитализм, который расколет людей по классическому принципу "богатые-бедные". А идейный вакуум заполнила смесь либерализма с национализмом.
На протяжении 26 лет площадь Лукишкес оставалась пустой, просто голым полем, по краям обсаженным деревьями. Прекрасный символ того, что новая литовская элита не имела ни четкого проекта, ни вдохновляющего видения. Поскольку, если бы она это имела, то площадь Лукишкес расцвела в новых красках, в новых эстетических символах.
Однако в 2017 году, с приближением 100-летнего юбилея современной Литвы (16 февраля 2018 года), правящая элита наконец-то спохватилась и объявила конкурс на оформление площади. И в тот же самый момент проявились все недуги нашего общества.
Как то, например, что мы все еще оглядываемся в прошлое и никак не поворачиваемся к будущему. Ведь оба в настоящее время предлагаемые самые популярные варианты монумента – скульптура "Витиса" и стилизованный бункер "лесных братьев" послевоенного времени – ориентируются или на глубокую древность (в случае с "Витисом") или на недалекое, но продолжающее разделять нас прошлое (в случае с бункером).
Психологи знают, что человек, который живет прошлым, не создаст себе надлежащего будущего. Прошлое продолжает оставаться для него действительностью. Только примирившись со своим прошлым, или, как учит восточная мудрость, приняв ее, человек высвобождает всю свою энергию для новых работ, нового творчества. То же следует сказать и про общество, нацию.
Особенно необдуманной выглядит идея с бункером. Она не только героизирует вовсе негероическое прошлое, но и раскалывает общество. От рук "лесных братьев" после войны пали 25 тысяч простых граждан страны, из них около тысячи – детей. И это не советская пропаганда – родственники этих жертв живы и некоторые из них лично видели убийц и знали их.
После войны, по сути, шла гражданская война – да, к которой подтолкнул сталинизм, но от этого не менее страшная. Литовец убивал литовца. Поэтому героизировать одну воюющую сторону – по крайней мере не разумно и не нравственно. Людей нужно не разделять, а объединять, поэтому и символы должны быть соответствующими.
Стилизованный бункер или окопы нас точно не объединят.
Бункер стал бы символом жертвы и проигрыша. Часть "лесных братьев" была уничтожена, часть из них сдалась. Нашей власти слишком нравится видеть нацию только в роли жертвы. От гитлеризма, империализма, сталинизма пострадало много наций, некоторые даже больше, чем мы. Интересным является пример белорусов. Не смотря на ужасающее число жертв в военное время (погиб каждый третий житель Белоруссии), белорусы руководствуются концепцией победителей: "Мы нация-победитель".
Согласитесь, это настраивает на позитив, придает дополнительные силы для конструктивной деятельности.
Тот памятник, кроме того, поощрял бы и бункерский, милитаристический менталитет. Понятно, что для литовской элиты сейчас хорошо все, что направлено против России. Но так можно и заиграться. Уже подрастает поколение, которому "лесные братья" представлены только как герои. А это были вооруженные и не совсем вежливые люди, многие из них – националисты и антисемиты. Разве нам нужна именно такая молодежь?
Немного лучшим является предложение поставить памятник "Витису", средневековому литовскому всаднику. Он унаследован со времен Великого Княжества Литовского, когда страна простиралась "от моря до моря". Но давайте спросим себя – почему той стране удалось так расшириться? Потому, что литовские князья умели не только воевать, но и создавать союзы с родственными нам, генетически даже братскими народами восточных славян.
Современная литовская власть недостойна своих предшественников и не может похвастаться, что обладает их мудростью. Сегодня мы не только не живем в согласии с восточными славянами, но еще и подстрекаем их между собой, как, например, украинцев и русских, а имея пропитание с транзита белорусских товаров, мы способны в то же время постоянно учить Минск, как ему жить. Вот почему памятник "Витису" стал бы укором древней Литвы современной Литве.
Одним из способов, который, наконец, помог бы нам примириться с нашим прошлым, могла бы стать замена на некоторое время темы прошлого на какую-нибудь другую тему.
И связанную с настоящим или будущим. А в то же время мы, современные литовцы и проживающие здесь люди других национальностей, могли бы попробовать объединиться вокруг новой, вдохновляющей, современной цели. Вокруг видения новой Литвы. Это видение могло бы быть отображено в монументальном ансамбле площади Лукишкес.
Может, именно поэтому и стоит в этом конкурсе идей дать дорогу молодежи? Молодежи, которая еще не успела перенять наши — взрослого поколения — комплексы? Которая не застряла в спорах о прошлом и которую волнует будущее? Обновить Литву, видимо, может молодежь: молодые специалисты, студенты, даже учащиеся.
Именно они, вооружившись свежими идеями и фантазиями, смогли бы участвовать в оформлении площади Лукишкес. И не нужно бояться полета их воображения. Великий Альберт Эйнштейн признался, что совершать научные открытия ему в большей мере помогло воображение, нежели знания. Умение мечтать и смелость следовать за нашей мечтой – именно эти свойства сейчас для нас являются самыми необходимыми.
В конце концов, это и вопрос сохранения Литвы. Мир не заинтересуют ни наши средневековые символы, ни тем более бункеры. Литва должна открыться миру, выйти из подполья – и предлагать не только себя, но и объединяющую мечту и надежду.
Существует одно условие, без которого любая мечта или надежда невозможны. И это – мир. Мы так привыкли к миру в нашем регионе, что принимаем его как разумеющееся явление, как данность. Однако это не так. У мира есть своя высокая цена, и ее заплатили предшествующие поколения.
Почему бы не поискать для центральной вильнюсской площади подходящего символа мира?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.