Принятие на Украине закона "Об образовании" спровоцировало бурную и неоднозначную реакцию со стороны ее соседей – Венгрии, Румынии, Польши, посчитавших, что закон нарушает права национальных меньшинств. Президент Румынии отложил свой визит на Украину, а Венгрия пообещала блокировать дальнейшую евроинтеграцию страны. Наиболее конструктивной была реакция польских властей, инициировавших подписание с украинской стороной декларации, где гарантируется право польского меньшинства, проживающего на Украине, получать школьное образование на родном языке.
Несмотря на то, что закон об образовании вступил в силу 28 сентября, он будет вводиться поэтапно до 2020 года. О причинах ажиотажа вокруг этого закона и вероятных последствиях действий Киева Sputnik Литва рассказал политолог и журналист, автор книги "Проблемы европейской политики в отношениях между Россией и Украиной" Якуб Корейба.
— Почему Украина пошла на подписание декларации с Польшей?
— Киев руководствовался как оперативными, так и стратегическими мотивами. Любая страна должна в своей внутренней политике учитывать внешний фактор. Сегодня Польша фактически единственная страна, которая имеет и возможности, и политическую волю представлять интересы Украины в Европейском Союзе. Именно поэтому руководство страны нейтрализовало последствия этого популистского закона. Украина делает все возможное, чтобы не испортить отношения с Польшей, это в ее интересах.
Насколько я понимаю, закон был принят, чтобы поднять рейтинг власти и лично президента среди националистически настроенной части украинского общества. Однако, я считаю, что стремление сделать так, чтобы все граждане Украины разговаривали на украинском языке, — абсолютно закономерно. Другое дело, какими средствами это состояние будет достигаться. Тут возникают вопросы. В данном случае я позитивно оцениваю эффективность польской дипломатии, которая предпринимала шаги, позволяющие польскому меньшинству в Украине разговаривать на польском языке.
— Считаете ли вы, что закон об образовании нарушает права национальных меньшинств? Справедливы ли претензии Румынии и Венгрии?
— Откровенно говоря, закон очень плохо написан, и был странным образом принят. Формулировки крайне нечеткие. У Украины, как и в некоторых других странах постсоветского пространства, правовая культура находится на зачаточном уровне, и любой закон может трактоваться в зависимости от политической воли того или иного чиновника.
Венгры и румыны действительно опасаются, что закон может стать инструментом ущемления прав национальных меньшинств. Возникают такие опасения. Поэтому Польша и подписала меморандум, в котором черным по белому прописано, что каждый пункт закона обозначает.
Складывается впечатление, что для украинских властей языковые вопросы являются не целью, а средством. Закон принимался ради привлечения на сторону власти симпатий националистов. Фактически национальные меньшинства и сопредельные с Украиной страны втягиваются в процесс политической борьбы. Это и вызывает определенную негативную реакцию, что естественно – страны-партнеры должны обсуждать подобные вопросы заранее.
Если бы украинское руководство подготовило закон с учетом интересов нацменьшинств и провело бы соответствующие консультации с соседями, проблем бы не было. Подчеркиваю, на мой взгляд, решение языкового вопроса — не цель, а средство.
— Получается, что на данный момент этот закон не соответствует европейским стандартам…
— В нынешнем виде закон вызывает ряд закономерных вопросов с точки зрения сохранения прав национальных меньшинств. Я уверен, что политической воли, направленной на то, чтобы ущемлять интересы поляков, румын и венгров нет, но это нужно было прописать в законе.
Украинское руководство не должно стесняться: речь идет о дерусификации страны. В силу определенных факторов власти стесняются говорить о дерусификации Украины, но именно это сейчас происходит. Я считаю, что украинцы вправе добиваться того, чтобы все граждане страны говорили на национальном языке.
— Реакция Украины на претензии соседей не всегда выглядит адекватной. Первый вице-спикер Верховной Рады Ирина Геращенко, например, увидела в заявлениях румынских и венгерских властей скрытые территориальные претензии к Украине.
— Украинские власти зачастую оправдывают свои глупости внешней угрозой. Это общая политическая патетика. Лично я отношусь к этому с пониманием, Украина сейчас переживает крайне тяжелое время. Приходится объяснять народу сложные явления простыми словами. Нужно понимать, что определенная доля популизма на Украине неизбежна.
— Какими будут последствия принятия закона об образовании во внешней политике?
— Впоследствии этот закон позволит Украине найти правильный путь подхода к процессу сближения с Европой. Сегодня Украина находится в поиске не только собственной идентичности, но и собственного места. Украина ищет разные формы сотрудничества с Европой. Такой формат не сработал. Поляки высказали свое мнение, я думаю, украинцы его учтут. Киеву необходимо соответствовать требованиям и стандартам ЕС, иногда идти на компромиссы.
Буквально вчера во Львове польский министр иностранных дел сделал несколько заявлений, в том числе предупредил о том, что ряд высокопоставленных украинских чиновников будут объявлены невъездными в Польшу, если они не изменят свою риторику. Вот так и нужно предупреждать друзей и партнеров о том, что некоторые вещи просто неприемлемы. Это и есть залог продуктивного партнерства.