ВИЛЬНЮС, 2 ноя — Sputnik. Премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис обсудил с еврокомиссаром Гюнтером Эттингером финансовые потребности республики, сообщает пресс-служба правительства.
Беспрецедентный проект
Во время встречи Сквернялис поднял вопрос о закрытии Игналинской атомной электростанции, чрезвычайно важной для республики, отметив, что финансирование этого процесса является не только социально и экономически значимым, но и затрагивает проблемы безопасности.
Литва впервые в истории ядерной энергетики проводит закрытие АЭС с реакторами РБМК (реакторами большой мощности канальными — Sputnik) "чернобыльского" типа, которая была остановлена по инициативе Брюсселя в 2009 году.
Премьер подчеркнул, что вывод из эксплуатации Игналинской АЭС — это долгосрочный, исключительно дорогостоящий и беспрецедентный проект, который возможен только при поддержке со стороны ЕС.
Для того чтобы завершить процесс, необходимо 1,5 миллиарда евро, 1,2 миллиарда которых должен оплатить Евросоюз. Однако впоследствии Брюссель начал говорить о том, что Литва могла бы увеличить свою долю финансирования.
Премьер добавил, что проект по выводу АЭС из эксплуатации выполнен на 40%.
Эттингер, в свою очередь, отметил, что своевременный вывод из эксплуатации Игналинской АЭС — общая задача для ЕС и было бы несправедливо возложить все бремя на Литву.
Сельское хозяйство и транзит
Сквернялис также настаивает на том, чтобы ЕС скорректировал свою сельскохозяйственную политику.
"Для нас очень важно обеспечить равные условия конкуренции для фермеров во всех странах ЕС. Особенно в сфере налоговой реформы, когда дело доходит до объяснения фермерам, почему их субсидии составляют лишь около 75% от средних по ЕС", — отметил премьер.
Он также напомнил о письме, которое было направлено правительством Литвы председателю Еврокомиссии Жан-Клоду Юнкеру, в котором содержится просьба о компенсации ущерба фермерам из-за непогоды.
Премьер-министр также подчеркнул необходимость финансирования ЕС транзита через Литву в Калининградскую область, а также проекта Rail Baltica и проекта по синхронизации энергетической системы республики с континентальными европейскими сетями.
Эттингер отметил, что ЕС должен обеспечить честную конкуренцию, однако это долгий процесс. То же самое касается и интеграции энергосистемы Литвы с Европой и проекта Rail Baltica.
"Я думаю, что это цель следующих пяти-семи лет", — заверил еврокомиссар.