Издательство Alma littera уже поспешило заявить об изъятии из продажи всего тиража, поспешило разорвать с автором контракт. О прекращении продаж книг Ванагайте также сообщила литовская торговая сеть Maxima. Консервативно-патриотическая общественность начала травлю писательницы.
Дерзновение к поиску исторической правды требует в современной Литве немалой смелости. Пусть книжные костры на Кафедральной площади Вильнюса пока не горят, но борьба с "неправильной" литературой, предлагающей отличную от официальных догматов оценку, возведена в норму. Достаточно вспомнить историю с книгой российской журналистки Галины Сапожниковой ("Кто кого предал. Как убивали СССР"), посвященной расследованию событий вокруг вильнюсской телебашни в январе 1991 года. Тираж оперативно арестовали, Сапожниковой закрыли въезд в Литву.
Тут все понятно: журналистка российская, работает в "Комсомольской правде", определенно – "агент Кремля". С Ванагайте сложнее… "Кремлевским агентом" писательницу конечно же заклеймили, дело нехитрое. А вот выгнать не получается: гражданка Литвы. Остается травить.
"Преступление" Ванагайте перед литовскими патриотами состоит в следующем: писательница представила неудобные факты о нацгерое Адольфасе Раманаускасе-Ванагасе. По ее словам, герой "сдавал своих", высказывал симпатии к коммунизму перед расстрелом. "Он [Раманаускас-Ванагас] был задержан при попытке самоубийства, после ареста он выдал с адресами 22 человека, которые его прятали, и, в конце концов, стал восхвалять коммунизм, надеясь на смягчение наказания", — написала Ванагайте.
Национально-сознательные литовцы не прощают такое. Ванагайте покусилась на святая святых – на национальный миф. Сколько не отмежевалась писательница от Кремля, отказывая в разговоре российским СМИ, сколько не клеймила их "пропагандой", но в итоге автор книги "Наши" сама оказалась для литовцев чужой, вражеским наймитом.
"При всем раздражении, которое могут вызывать некоторые литовские культурные формы, при всей естественной симпатии к идеалистичным попыткам извне или изнутри быстро изменить этот народ, спасти его от идущего угасания – лучше бы литовцев оставить в покое. Альтернатива – это очень острый внутренний конфликт в Литве, – рассуждает белорусский политолог Юрий Шевцов об истории вокруг Ванагайте. – (…) в идеале, лет через 15-20 предложить Литве и Латвии такое место в региональной системе культур и государств, экономик, которое бы лучше учитывало интересы сильных игроков и гарантировало сохранение остатков этих культур. Прежде всего через инвестиции из-вне в литовскую и латвийскую систему образования, СМИ, издания книг, праздники, этнический туризм и т.д. В рамках этой международной помощи можно будет подкорректировать и некоторые мифы. Тогда они будут уже для этих народов не так важны, как сейчас".
Щадящий подход. По завету Лао-цзы "действуем бездействием". Вместе с тем еще глубже погружаем следующее поколение литовцев в те национальные мифы, плодами которых становятся идеи назвать шяуляйскую школу именем нацистского пособника Йонаса Норейки или установить на всех памятниках советским войнам таблички: "Не соответствует исторической действительности".
Ванагайте гуманист, свидетельством чему служат ее книги, причем – гуманист неистовый. Именно поэтому "оставить литовцев в покое" она и не может. Писательница вынуждена действовать хирургически, выковыривать, доставать наружу.
"Я еду в место массового расстрела — и что я вижу? Огромные объявления "Продается земля". Я звоню туда, говорю: "За сколько?" Массовая могила, 1700 человек. Мне отвечают: "30 тысяч евро". Я подняла скандал, уже иду в правительство, говорю: "Там же люди лежат, 1500 убитых литовцами же". Они говорят: "А мы знаем, что это могила. Там 5 метров на 6". (…). Так что официальная Литва не считает этих людей "нашими". Евреи убиты, еврейские могилы — пусть евреи и заботятся. У евреев деньги есть", — рассказывает писательница, не желая оставлять "в покое" подобное.
Нерешенная, заретушированная национальными мифами травма прошлого определяет литовское настоящее, о чем также говорит Ванагайте: "то, что моя страна пережила в 1941 году, убив десятую часть своего населения, в нас теперь есть, вот эта генетическая национальная память. (…). Массовая эмиграция моей страны — это тоже часть вот этой генетической памяти. Мы бежим от себя".
Метафорично, но небезосновательно.
Невыученные уроки истории ведут к повторению исторических ошибок. Неотрефлексированные болезненные моменты прошлого напоминают о себе, создают нездоровый общественный климат. Такая атмосфера принимает форму столь же нездоровых проявлений социального характера: алкоголизм, суициды.
В свое время ответом на недостаточную денацификацию Германии (в послевоенное время в МВД ФРГ служило 54% бывших членов НСДАП; Мюнхенский Институт новейшей истории) стал леворадикальный терроризм. Так, участники террористической организации "Фракция Красной Армии" считали, что национал-социалистское прошлое продолжает оказывать прямое влияние на современность ФРГ. Методами их борьбы стали убийства, взрывы, банковские налеты и покушения на чиновников.
Методы Руты Ванагайте иные, но результаты не менее резонансные. Писательница имеет отвагу бить по национальным мифам, которые напрямую способствуют сегодняшнему угасанию литовского народа. Акт не террористический, но всецело гуманистический. Литовцы должны знать о жертвах нацизма, его преступлениях и своем соучастии в них.