Четверть века назад — 25 октября 1992 года литовские избиратели при помощи своих голосов вернули к власти бывших коммунистов Альгирдаса Бразаускаса, предоставив им более половины мест в Сейме. Эта сенсация в тот день заглушила другой важный момент: избиратели впервые на свободном референдуме утвердили основной закон — Конституцию.
Можно предположить, что большинство электората ее до конца тогда и не прочитали, но верили, что голосуют за хороший документ. На самом деле, наша, как и большинства других стран, Конституция — это красивый текст, однако его сутью является реализация и четкое направление развития.
Первая статья Конституции гласит: "Литовское государство — это независимая демократическая республика". На самом деле своей валюты — литов — у нас уже нет, большинство законов принимает Брюссель, а на территории страны обосновались военнослужащие иностранных государств.
Во второй статье написано: "Суверенитет принадлежит Народу" (слово "Народ" написано с заглавной буквы, и так — по всему тексту). Этим суверенитетом народ может воспользоваться один раз за несколько лет на выборах различного уровня. Однако почти половина избирателей больше не ходят на выборы, разочаровались. Те же избиратели часто жалуются, что нет закона об отзыве депутатов из Сейма, поэтому они становятся неконтролируемыми и перестают представлять интересы граждан.
Эту брешь могли бы заполнить референдумы, но в девятой статье Конституции зафиксировано, что референдум объявляется, "если его требуют не менее 300 тысяч граждан". В 1992 году, когда в Литве проживало 3,7 миллиона человек, такое количество подписей было значительно легче собрать, чем теперь, когда официально проживает 2,9 миллиона.
Однажды, весной 2014 года, инициативная группа, чтобы не продавать землю иностранцам, совершила чудо — собрала свыше 300 тысяч подписей граждан с их паспортными данными и потребовала проведение референдума. Но Главная избирательная комиссия специально перенесла референдум на конец июня, когда Сейм на каникулах, и референдум провалился.
Пятая статья Конституции гласит: "Госучреждения служат людям". Но ежемесячные социологические опросы уже много лет стабильно показывают, что из всех государственных и общественных институций самый низкий рейтинг доверия у Сейма, правительства и судов.
В уже упомянутой девятой статье написано: "Самые важные вопросы жизни Государства и Народа решаются путем референдума". Несомненно, вступление Литвы в НАТО в 2004 году было очень важным вопросом. Тем не менее, референдума по этой теме не было, хватило голосования в Сейме.
Далее, 137 статья запрещает размещать в Литве военные базы иностранных государств. Можно, конечно, утверждать, что дислоцируемые военные подразделения и техника стран НАТО в нашей стране — это еще не базы, но кому будет легче от такой игры слов?
Это — лишь несколько примеров, их можно продолжать приводить. Можно, конечно, возразить, что ничего странного в этом нет, так как нигде нет идеального соответствия Конституции и действительности. Да, но от этого не легче.
У этой Конституции есть, конечно, и достоинства. Например, то, что по Конституции у нас парламентская республика с чертами президентской республики. В отличие от Латвии и Эстонии, литовского президента народ выбирает сам, а не через Сейм, и глава Литвы обладает реальными полномочиями. В то же время силу президента балансируют Сейм, правительство и Конституционный суд.
Также, достигнут баланс между пропорциональной и мажоритарной системой выборов в Сейм, половину членов которого избирают по партийным спискам, укрепляя таким образом партийную систему, а вторую половину — в одномандатных округах, укрепляя тем самым непосредственную связь с избирателем. Однако очень не хватает механизма отзыва депутатов, и об этом следует подумать, если мы не хотим, чтобы некоторые политики прилипли к парламентским креслам на века.
Очевидно также, что необходимо облегчить возможность созывать референдумы. Однако предложения по уменьшению числа необходимых подписей для организации референдума с 300 тысяч до 100 тысяч пока игнорируются. Конечно, объявить референдум может и Сейм своим постановлением, однако депутаты избегают делать это, чувствуя, что в таком случае принятие решений по некоторым вопросам выскользнет из их рук. Давно пришло время уменьшить и число самих депутатов с 141 до 101: если население страны уменьшилось почти на треть, то и число членов Сейма должно уменьшиться пропорционально.
Далее. В переводе с латыни слово "Конституция" означает "Определение". Конституция устанавливает направление развития государства. Однако формулировка первой статьи Конституции, что Литва является "независимой демократической республикой", слишком абстрактная. В ней нет социального содержания.
Из всего вышеперечисленного становится очевидным, что пришло время внести поправки в нашу Конституцию.
Тогда, в 1992 году, архитекторы Конституции под влиянием духа той эпохи думали, что после распада командной системы достаточно объявить демократию, и все устроится. Жизнь показала, что этого не достаточно.
Демократия без четкого социального содержания превращается в царство, где преобладает право более сильного. Однако чтобы в стране себя хорошо чувствовали слабые — молодые семьи, пенсионеры, люди с ограниченными возможностями, безработные, Конституция должна устанавливать соответствующие цели. Тогда государству, имея четкое направление развития, останется только его реализовать. Это не будет легко, но это необходимо, чтобы видеть, в какую сторону мы движемся.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.