ВИЛЬНЮС, 9 окт — Sputnik. Литовский плавучий терминал Independence не приносит абсолютно никакой пользы стране, поскольку там нет почти ни одного литовского специалиста, пишет Rubaltic со ссылкой на местные СМИ.
Команда терминала, который призван помочь Вильнюсу в борьбе за "энергетическую независимость" от России, состоит преимущественно из норвежцев, хорватов, латышей и уроженцев других стран. Об этом в интервью местной газете Klaipėda сообщили представители Союза капитанов Литвы.
Нехватки в местных специалистах нет, их просто никто не берет на работу на судно, а литовские власти не могут повлиять на решение норвежцев, уверен глава Ассоциации морских капитанов Литвы Юозас Лиепонюс. По его словам, моряки работают на танкерах, газовозах, много литовцев работает и на нефтяных вышках по всему миру.
При этом старший аналитик инвестиционной компании "Альпари" Роман Ткачук считает, что дело в том, что не так много людей владеет СПГ-технологией.
"Не хватает специалистов, потому что СПГ-технология — это современная технология, и в ней не так много людей вообще в мире владеет, поэтому все руководящие посты, видимо, норвежцами заняты, а что касается простой рабочей силы, то, возможно, дешевле нанимать хорватов или жителей южных стран", — рассказывает Ткачук.
Аналитик объяснил, что изначально терминал был направлен на то, чтобы сбить цены на российский газ. Отчасти эта цель достигнута, другой вопрос — какой ценой.
Известно, аренда терминала СПГ обходится Литве в 170 тысяч евро в день, а в год — больше 61 миллиона евро. Более того, Independence стоит в порту Клайпеды под флагом Сингапура.
При проектной загрузке себестоимость тысячи кубометров, полученных через терминал, увеличивается на 16 долларов только за счет аренды. Реальная загрузка Independence составляет не более 40%, таким образом арендные затраты на тысячу кубов надо удвоить, получится не менее 30 долларов. Плюс издержки на регазификацию, администрацию и так далее, цитирует Sputnik Латвия доктора технических наук Адриана Дависа.
Союз капитанов предупреждает, что когда Вильнюс решит выкупить судно у Норвегии, то банально рискует потерять контроль над ним. Никто не может дать гарантии, что работники, нанятые норвежцами, захотят остаться на судне после выкупа его Литвой. Компания, возможно, привлечет специалистов с Independence для работы на других терминалах, и Литве придется искать и готовить новых работников, пишет Rubaltic.