ВИЛЬНЮС, 3 окт — Sputnik. Национальные центры подготовки учителей создадут в Каунасе, Вильнюсе и Шяуляй, сообщает министерство образования.
В Каунасе будет сформирован новый центр подготовки учителей, который создадут вместе университеты Витаутаса Великого (VDU) и Литовский образовательный университет(LEU). В столице центром подготовки педагогов станет Вильнюсский университет. Также еще один центр будет в Шяуляй. Планируется, что центрам будет оказана поддержка со стороны государства.
"Обновление подготовки педагогов — одна из целей реформ высшего образования. Подготовка этих особенно необходимых для государства специалистов должна проходить согласованно, объединив лучшие силы исследователей и преподавателей широкого круга университетов. В трех центрах будут сосредоточены человеческие и финансовые ресурсы, появляется больше возможностей предлагать программы обучения, соответствующие требованиям нашего времени и международным стандартам, приглашать преподавателей из-за рубежа. В профессии и подготовке учителей необходимо кардинальное обновление. С созданием новых центров мы связываем большие надежды", — отметил заместитель министра образования Гедрюс Вилюнас.
Создание центров, подготавливающих педагогов в Вильнюсе, Каунасе и Шяуляй, предусмотрено в утвержденном Сеймом плане оптимизации сети государственных университетов. Образование центров создаст предпосылки для внедрения в жизнь подготовленной министерством образования и науки модели подготовки педагогов.
Существенные изменения новой системы подготовки педагогов — усиленный отбор кандидатов на обучение по программам педагогического направления и введение педагогической стажировки на первом году работы. По данным LAMA BRO, в 2017 году в Литве готовят педагогов 16 педвузов и зарегистрировано более ста учебных и образовательных программ. Считается, что ежегодно на педагогические специальности поступают около 1000 студентов, но только едва четверть выпускников работают учителями после окончания обучения. В 2015 — 2016 годах 50% учителей были старше 50 лет.
По словам Вилюнаса, государство должно планировать и прогнозировать, сколько и каких специальностей педагогов будет нужно, принимая во внимание демографические, социальные и экономические тенденции развития общества.
"Ожидания общества в отношении просвещения только растут, поэтому в этой сфере для подготовки профессиональных специалистов надо сконцентрировать весь потенциал образовательной науки. Мы стремимся достигнуть того, чтобы учебу педагогического направления выбирали наиболее мотивированные и готовые к такой работе люди. Поэтому и изменение в системе подготовки педагогов базируется не только на потенциале страны, но и на передовых достижениях мировой практики ", — сказал он.
На обучение педагогике в 2017 году принято 1052 студента: 295 — в колледжи,400 — бакалавриат в университетах, 83 — магистратура в университетах, 274 — профессиональное обучение в университетах.
Ситуация с учителями в Литве
На начало этого года ситуация с педагогическим составом школ была не самая лучшая — во многих школах не хватало учителей. Наибольший недостаток в них — в Вильнюсском регионе, а наиболее востребованными специалистами являются учителя начальной школы.
Недостаток педагогов, наблюдаемый в этом году, выше, чем в прошлом. В настоящее время требуется около ста учителей.
Как правило, учителя не хотят работать идти в школу из-за низких доходов. Тема повышения зарплат учителям давно уже вызывает много дискуссий и споров. Мнение руководства страны на эту тему довел до всеобщего сведения премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис на встрече с профсоюзом работников образования в августе этого года.
"Говорить о вознаграждении учителей будет возможно только тогда, когда в секторе образования будут проведены структурные реформы, поскольку нынешняя система полностью дискредитировала себя", — сказал на встрече премьер-министр.
Также, по его мнению, учителя не интересуются общей ситуацией в стране, поскольку без каких-либо оговорок требуют выделить на увеличение зарплат 200 миллионов евро. Более того — увеличить их в то время, как сами педагоги не в состоянии обеспечить высокий уровень обучения.