ВИЛЬНЮС, 30 авг — Sputnik. Литовскую молодежь ожидают реформы системы профессиональной подготовки, сообщает пресс-служба президента Литвы.
По словам президента, для конкурентоспособности страны и роста ее экономики обязательна радикальная реформа образования, а профессиональная подготовка является особенно важной его частью.
"Мы имеем стагнирующую, несуществующую и архаичную систему, когда флористов и косметологов подготавливаем больше, чем инженеров и социальных работников", — приводит пресс-служба слова главы государства.
По словам президента, на профессиональную подготовку каждый год тратится 85 миллионов евро, но за эти деньги подготавливаются специалисты, не соответствующие потребностям рынка труда и эмигранты, а предприятия и инвесторы сами вынуждены обучать персонал.
В соответствии с поправками, изменится не только система образования, но и управление и механизмы финансирования профессионально- технических училищ, появятся новые качественные требования к образованию.
Все профессионально-технические учреждения станут государственными — это будет стимулировать предприятия к участию в учебном процессе, а организации будут получать дополнительный доход за услуги. За управление учебными заведениями будет нести ответственность Совет, который будет состоять из социальных партнеров, в том числе из бизнеса. Сейчас профтехучилища находятся в ведении директора, а Совет состоит из представителей школы.
Планируется четко определить, когда и сколько профессий можно приобрести за государственный счет. Злоупотребившие услугами профобразования должны будут вернуть затраченные государством средства на обучение. С 2010 года количество поступающих, которые уже имеют профессиональную квалификацию, увеличилась на 40%, в то время как уже имеющих высшее образование — в 20 раз. Часто в профтехучилища поступают из-за получения социальных льгот, а ежегодно не оканчивает обучение почти четверть студентов.
Если поправки будут приняты, в стране может быть введено дуальное образование (вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая — на рабочем месте — прим. Sputnik). Предприятия будут делать заказ образовательным учреждениям на конкретное количество специалистов, а работодатели примут участие и в составлении учебной программы. Студенты проходят практику на предприятии без отрыва от учебы, и параллельно приобретают профессиональные навыки, чтобы работодателям не пришлось оплачивать повторное обучение персонала. Дуальная система обучения уже успешно работает в Германии, Австрии, Дании, недавно начала работать в Чехии и Словакии.
Идея заключается в том, что молодые люди учатся профессиям, которые пользуются спросом, поэтому предусматривается продвижение института ученичества, которое позволяет работать и учиться одновременно. Молодой человек сам сможет выбрать, следует ли проходить обучение в профессионально-технических училищах, или идти сразу работать, одновременно удаленно получая среднее образование.
Поправки также предусматривают реформу сети профтехучилищ с оглядкой на нужды государства, муниципалитетов и сельского хозяйства, а подготовку специалистов — на прогнозы экономического развития. В настоящее время большинство учеников готовит персонал училищ, тогда как это должны делать работодатели. В это же время практика других стран, в частности, Скандинавии, показывает, что выбор профессии может предусматриваться уже начиная с пятого класса средней школы.
Ранее министерство образования страны выступило с предложениями о реформе системы профессионально-технического образования, которая подразумевала сокращение количества учебных заведений, программ и ограничения по количеству приобретаемых специальностей.