ВИЛЬНЮС, 17 июл — Sputnik. Новости об успехах китайской промышленности в создании интегрированной электрической двигательной системы для атомных подводных лодок позволяют по-новому взглянуть на перспективы борьбы за господство на Тихом океане, отмечает в комментарии Sputnik International российский военный эксперт Василий Кашин.
Если эта технология будет доведена до высокой степени совершенства, это будет иметь серьезные последствия для будущего развития китайских ядерных сил, полагает эксперт.
В то же время ряд важных моментов относительно характеристик и предназначения китайской установки остаются неизвестными.
Издание South China Morning Post ссылается на интервью известного китайского специалиста по военно-морским энергетическим установкам контр-адмирала Ма Вэймина китайскому телевидению, в котором военный говорит о том, что компоненты совершенной интегрированной электрической двигательной системы уже были установлены на новейшие китайские атомные подводные лодки. Речь, как полагает Кашин, идет о новых многоцелевых подводных лодках, которые строятся на Бохайском судостроительном заводе в Хулудао.
Интегрированная электрическая двигательная система (ИЭДС) предполагает отсутствие механической связи между главной энергетической установкой корабля и его движителем, пояснил эксперт. Решение этой задачи позволяет снизить шумность установки, а также эффективнее решать вопросы энергообеспечения корабля, свободно перераспределяя энергию между движителем корабля и другими системами.
До последнего времени американские, британские и российские атомные подводные лодки использовали для движения вперед вырабатываемый атомной энергетической установкой пар, приводивший в движение турбозубчатый агрегат, вращавший гребной винт.
В то же время французские и китайские атомные подводные лодки использовали принцип электродвижения. Атомная энергетическая установка в них приводила в движение турбины, не связанные с гребными винтами и целиком отдававшие энергию электрогенераторам. Ток от генераторов, в свою очередь, приводил в движение гребные электродвигатели. И хотя в общем случае такая схема ведет к снижению шумности ценой падения максимальной скорости, многое зависит от качества самой установки и других факторов.
Несмотря на то, что китайцы начали использовать электродвижение на атомных подводных лодках раньше многих других стран, до недавнего времени китайские атомные подводные лодки считались самыми шумными.
Если Китай готовится оснастить ИЭДС надводные корабли, то это будет крайне серьезный шаг в развитии надводного флота, считает Кашин.
"Но опыт западных флотов говорит о том, что потребуется потратить определенное время для того, чтобы наладить надлежащую эксплуатацию такой установки и снизить ее стоимость", — напоминает эксперт.
Что касается атомных подводных лодок, то в данном случае речь идет не о революционном внедрении системы электродвижения как таковой, а о некоем весьма быстром прогрессе в создании новой системы электродвижения, в том числе за счет внедрения новых типов движителей.
В случае, если Китай действительно добьется резкого повышения скрытности своих атомных подводных лодок, то тем самым он закроет главную брешь в своем военном потенциале — слабость подводных и противолодочных сил.
В случае выхода китайских атомных подводных лодок на показатели скрытности, сопоставимые с западными и российскими, появляется смысл в быстром наращивании численности атомного подводного флота, отмечает Кашин.
В пользу того, что такое наращивание готовится, говорит происходившее в последние годы расширение Бохайского завода, строящего такие лодки. По ряду публикаций, теперь там возможно одновременное строительство 5-6 атомных подводных лодок.