Сложно конкретно рассуждать об идее создания министерства госбезопасности, так как до сих пор отсутствуют какие-либо публичные заявления от официальных лиц. С точки зрения логики, решение выглядит оправданным. Те политические процессы, которые сейчас идут в Литве, сами по себе диктуют усиление силового элемента и спецслужб.
Единственный экспортный товар на сегодняшний день у Литвы для Вашингтона или Брюсселя — это, помимо, гастарбайтеров, роль "сдерживателя" России, роль осажденной крепости. Заодно культивируемые властями у населения военные настроения помогают оправдывать социальные, экономические и проблемы мигрантов.
Источник сообщает, что инициатива создания министерства госбезопасности нужна для усиления уже имеющегося ресурса ДГБ. Пока только не до конца ясно, что именно это будет — расширение полномочий или увеличение кадрового состава, или что-то еще.
Литва позиционирует себя как буферный элемент санитарного кордона. Чтобы роль продавалась, необходимо создавать образ воинственного соседа, культивировать предвоенные настроения, запугивать тем, что "танки уже в Вильнюсе" и так далее.
Жителям прибалтийских республик не свойственны формы выражения протеста таких радикальных видов, как, например, поджог машин. Однако недавние внутриполитические события в стране беспокоят действующую власть. Чтобы сглаживать проявления социального недовольства в радикальных формах, необходимо усиление спецслужб.
Если мы обратимся к латвийскому опыту, то там, помимо контрразведки при министерстве обороны, есть еще две спецслужбы: Полиция безопасности и Бюро защиты конституции. В Латвии наличие двух спецслужб балансирует разногласия между ними и усиление одной из них.
В Литве же инициатива исходила именно от ДГБ. То есть это будет усиление уже действующей спецслужбы, но не создание альтернативного ведомства, которое могло бы уравновешивать ДГБ. Не будет сдерживателя, но наоборот, спецслужбы Литвы усилят свое влияние на внутреннюю политику республики.
Влияние которое уже прослеживается и весьма сильно. ДГБ неоднократно уличался в подыгрывании президенту Грибаускайте. Службы безопасности Литвы обвинялись в том, что они давали Грибаускайте компромат на ее политических оппонентов. Потом компромат "неожиданно" оказывался в центре скандалов СМИ.