ВИЛЬНЮС, 15 июн — Sputnik. Литовская компания Klaipedos Nafta в работе надеется на открытый рынок газа в Латвии, сообщает издание "Балтийский курс".
По словам директора департамента сжиженного природного газа предприятия Тадаса Матулениса, планируется, что поставки будут осуществляться и автомашинами, и судами.
Матуленис отвечает как за сам терминал сжиженного природного газа (СПГ), так и за инфраструктуру СПГ в Литве и за рубежом, где Klaipedos Nafta помогает другим компаниям развивать плавучие терминалы СПГ. Например, в декабре прошлого года завершена работа над терминалом в Колумбии.
На терминале в Литве хранится 170 тысяч кубометров СПГ, что эквивалентно 100 миллионам кубометрам природного газа.
По словам Матулениса, четыре-пять поставок вполне хватает, чтобы обеспечить газом Эстонию на целый год, 15 поставок необходимы для обеспечения газом Латвии и 25 поставок для обеспечения газом Литвы. Нынешняя мощность терминала позволяет поставлять 80% необходимого странам Балтии годового объема газа.
Терминал в Литве
Президент Литвы Даля Грибаускайте ранее сделала заявления по поводу снабжения газом стран Балтии. По ее мнению, находящееся в Клайпеде судно — терминал сжиженного природного газа (ТСПГ) поможет всем трем государствам Балтии сократить зависимость от российского газа.
Грибаускайте считает, что "после аренды этого судна упали цены на газ для всех нас. С исчезновением монополии "Газпрома" мы увеличили не только экономическую независимость, но высвободили руки и для политических решений", — сказала она в интервью эстонской газете Postimees.
Корабль-ТСПГ под названием "Independence" в конце октября 2014 года прибыл в порт Клайпеды, и в начал свою работу декабре.
Первая задача, которую Литва пытается решить с помощью терминала — избавиться от монополии "Газпрома" на поставки газа в Литву.
Задача номер два — обеспечить газом не из России все страны Балтии. При этом сам терминал вряд ли когда-нибудь окупится. Стоимость аренды Independence достаточно велика — это сумма в размере 43 миллионов евро, которую Klaipedos Nafta должна ежегодно выплачивать судовладельцу и оператору терминала — норвежской компании Hoegh LNG.
Литва пытается добиться признания странами Балтии ТСПГ региональным, чтобы получить основание просить у Еврокомиссии 100 миллионов евро на выкуп судна-газохранилища у Hoegh LNG, что помогло бы республике снизить затраты на содержание терминала. Газовая "дружба" с Латвией и Эстонией у Литвы пока не налаживается. Эстония сама хочет строить похожий терминал, и даже просила Еврокомиссию финансировать этот проект, но получила отказ в феврале 2017 года.
Девятого июня в Клайпеде также состоялась встреча премьер-министров Литвы, Латвии и Эстонии, на которой обсуждались вопросы, связанные со строительством регионального терминала сжиженного природного газа. Договориться балтийским премьерам не удалось.