ВИЛЬНЮС, 10 июн — Sputnik. Китайская компания China National Technical Import and Export Corp находится вместе с четырьмя другими компаниями — гонконгской Hutchison Water International Holdings, южнокорейской Korea Water Resources Corp., японской Japan-based Mitsubishi Corp. и французской France's Suez International SAS — в шорт-листе тендера, результаты которого, как ожидается, будут объявлены до конца июня, сообщает Sputnik International.
Вода и политика
Проект Red-Dead разработан совместно Израилем, Палестиной и Иорданией, поскольку Мертвое море и река Иордан, впадающая в это бессточное соленое озеро, омывают их берега.
Проект масштабный и максимально сбалансированный, он разрабатывался с учетом напряженных отношений между его участниками. Проект предполагает строительство завода по опреснению воды на Красном море в Акабе (Иордания), перекачку воды в мелеющее на глазах Мертвое море с параллельной генерацией электроэнергии.
Китай является одной из немногих стран, которые поддерживают одновременно прочные и стабильные отношения со всеми тремя инициаторами и сторонами проекта Red-Dead. Возможная победа в проекте позволит китайской компании внести свой вклад в укрепление доверия между израильтянами и палестинцами, отмечает в этой связи гонконгская газета "Саут Чайна морнинг пост".
Политическая составляющая тендера очень сильна. Он организовывался более трех лет. Сначала было 35 компаний-претендентов, затем их число было сокращено вдвое. Ускорившееся в прошлом году обмеление Мертвого моря подтолкнуло к тому, чтобы, наконец, к концу этого полугодия выбрать компанию, которая начнет строительство в 2018 году.
Первый этап проекта потребует 1,1 миллиарда долларов инвестиций. Нет никаких подробностей того, какие преимущества будут использовать участники тендера, чтобы обойти своих конкурентов.
Китайские миллиарды в Израиле
Как отметил в интервью Sputnik International израильский политолог и публицист Давид Шарп, по-настоящему глубоких, серьезных анализов, на которые можно положиться и строить прогнозы, в Израиле, как правило, до тендера не публикуется — тем более в таком сложном инфраструктурном проекте. Поэтому трудно говорить, что по каким-то оценкам можно было судить о лидерах или аутсайдерах.
Компании из Китая давно осуществляют в Израиле серьезные проекты, и предвзятого отношения к их сотрудничеству с крупными израильскими компаниями в Израиле нет.
"Израиль в этом смысле не США и не Западная Европа. И я не думаю, что китайская компания в этом тендере будет как-то дискриминироваться по признаку происхождения инвестиций в проект и осуществления подрядных работ", — сказал эксперт.
Согласно последним данным агентства Reuters, в 2016 году китайские корпорации инвестировали в израильскую экономику 16,5 миллиарда долларов. Это почти в 10 раз больше, чем годом ранее. Значительная часть этой суммы пришлась на инвестиции в израильские стартап-компании с упором на секторы кибербезопасности и медицинских технологий.
Наблюдатели при этом отмечают, что одной из причин столь резкого роста китайских инвестиций в Израиле стало их сокращение в США. За последний год китайские компании отменили запланированные инвестиции в американскую экономику на сумму 26,3 миллиарда долларов. Эксперты объясняют перенаправление потока китайских инвестиций в Израиль ужесточением требований к китайским инвестициям в США. А также более низким объемом инвестиций, требуемых для поглощения китайскими компаниями израильских компаний по сравнению с американскими.
Делая прогнозы относительно возможного победителя тендера Red-Dead, эксперты отмечают, что Китай стал крупнейшим мировым импортером косметики и оздоровительных препаратов на основе минеральных ресурсов Мертвого моря. Это создает новые предпосылки для кооперации китайского капитала непосредственно с израильскими производителями этой продукции. Китайские корпорации, которые выкупили химическое производство в Израиле, участвуют в добыче минеральных ресурсов. Ее часть идет на создание продукции Мертвого моря.
Китайские инвесторы также приобрели активы всемирно известной израильских компаний "Ahava", специализирующейся в сфере косметики на база ресурсов Мертвого моря. Скупка Китаем этого национального бренда Израиля стало весьма заметным событием на международном рынке слияний и поглощений, но участие китайского капитала в управлении этой компанией в самом Израиле не рассматривалось как удар по его имиджу или как угроза интересам его национальной безопасности.
Все это дает основание полагать, что китайская China National Technical Import and Export Corp все же остается главным претендентом на победу в тендере Red-Dead. К тому же в последнее время практически нет случаев проигрыша крупных китайских компаний в тендерах на осуществление международных проектов в случае, если организаторы сознательно не ставят им "политических" подножек.
Затягивание пояса
О том, что Китай будет до конца бороться за этот проект дал понять в интервью Sputnik International эксперт Центра изучения финансов Китайского Народного университета Лю Ин.
По его мнению, масштабы и содержательная сторона этого крупного проекта весьма привлекательны для Китая. Поскольку проект Red-Dead предполагает строительство опреснительных установок, он, по сути, является крупномасштабной площадкой международного сотрудничества в сфере передовых технологий, отметил Лю Ин. Номинация китайской компании в шорт-листе тендера также отражает то, что Китай достиг международного признания в сфере высоких технологий.
Эксперт обратил внимание и на то, что если китайская компания сможет принять участие в реализации проекта, это будет иметь важное значение для укрепления сотрудничества Китая с Израилем и Палестиной, а также стимулировать углубление сотрудничества китайских предприятий с государствами каспийского региона.
Лю Ин также отметил, что Мертвое море омывает границы Израиля, Иордании и Палестины — все три участника этого проекта считаются важными сторонами выстраивания Китаем Шелкового пути. Этот проект будет содействовать улучшению экологии Мертвого моря и защите окружающей среды прилегающих районов, считает эксперт.
"Реализация подобных целей также находится в числе приоритетов при осуществлении инициативы "одного пояса, одного пути", — резюмировал эксперт.
Уже появились прогнозы относительно того, что новый кризис на Ближнем Востоке, вызванный разрывом отношений между Саудовской Аравией и Катаром, а также реакция на него арабского мира, серьезно затруднит сотрудничество региона с Китаем в проекте Шелкового пути.
В случае победы Китая в тендере Red-Dead, реализация проекта станет показателем того, насколько правомерны подобные прогнозы. Если китайская компания выиграет этот тендер, то проект Red-Dead станет третьим после Red-Med (железная дорога Ашдод-Эйлан, Средиземное море — Красное море) и Tel Aviv Light Rail (легкое рельсовое метро в Тель-Авиве) крупнейшим инфраструктурным проектом Китая в Израиле, способным еще больше укрепить геополитическое присутствие Китая в этом регионе. А также его влияние на конфигурацию будущих политических отношений между его ведущими игроками.