Литве придется жить по средствам — ЕС сворачивает финансирование

© Photo: DepositphotosЕвро
Евро - Sputnik Литва
Подписаться на
В рамках соглашения о вступлении в Евросоюз Литва получает достаточно приличное финансирование

Так, по программе инвестиций структурных фондов Евросоюза, которая рассчитана на 2014-2020 годы, Литва должна получить от ЕС почти семь миллиардов евро помощи. Это деньги из Фонда регионального развития ЕС, Фонда сплочения и Европейского социального фонда.

Спасибо Брюсселю!

Разделив деньги на семь лет действия программы, получаем примерно по миллиарду евро в год. Из всех других источников, включая помощь из-за пределов ЕС, ежегодно Литве "набегает" еще до миллиарда евро.

Социальный фонд - Sputnik Литва
Чем помог Литве Европейский социальный фонд

Для страны с бюджетом, который на 2017 год составляет почти 8,5 миллиардов евро доходов (при предусмотренных расходах в 9 миллиардов евро), ежегодная сумма получается очень даже приличная. И ее хватает, чтобы "закрыть" отдельные статьи расходов литовского бюджета.

Например, в 2017 году за счет средств Евросоюза и иных спонсоров Литва фактически полностью профинансирует образование и оборону на общую сумму в 2 миллиарда 78 миллионов евро.

Если учесть, что в 2017 году 405 миллионов евро Литва перечислит в бюджет ЕС, то чистая прибыль от членства в Евросоюзе каждый год превышает 1,6 миллиарда евро. При этом бюджеты Литвы обычно дефицитные. Так, в 2017 году дефицит составит около 558 миллионов евро, то есть сумму большую, чем Литва перечисляет в бюджет ЕС.

Brexit: сплошной негатив и безденежье

Однако в ближайшие годы, еще до окончания действия упомянутой программы ЕС, у Литвы появляются основания для серьезного беспокойства.

Все дело в планируемом выходе из ЕС Великобритании, которая является одним из трех главных спонсоров бюджета Евросоюза, за счет которого Литва и получает такие щедрые выплаты.

Чтобы сохранить расходы до 2020 года на запланированном уровне, еврочиновники требуют от Лондона выплатить до ста миллиардов евро при выходе страны из еврозоны в 2019 году. Но Великобритания категорически против, уверяя, что не она должна, а ей должны. Если так пойдет и дальше, и никакой серьезной компенсации Брюсселю от Лондона добиться не удастся, то Евросоюз станет перед сложным выбором.

Министр энергетики: закрытие ИАЭС должен финансировать Евросоюз >>

Оставшимся крепким экономикам либо придется брать расходы Великобритании на себя, либо на соответствующий процент резать бюджет Евросоюза до 2020 года включительно. В первом случае Литве повезет, но политически уговорить немцев или французов пойти на эти чрезвычайные выплаты будет очень трудно. А вот при втором сценарии у страны начнутся серьезные проблемы — ежегодный поток финансов резко сократится.

Дальше — хуже

С 2021 года ЕС нужно будет жить уже по новому семилетнему финансовому плану, и тут все гораздо печальнее.

Как бы ни уверяли литовцы самих себя и других, что они живут бедно, в Евросоюзе есть гораздо более бедные страны и они намного больше нуждаются в субсидиях со стороны центральных структур.

Вильнюс-сити в снегу - Sputnik Литва
Какие вызовы ожидают экономику Литвы после 2020 года

Без такого мощного донора, как Великобритания — вторая в мире по мощности финансовая система — бюджет ЕС неизбежно придется резать по живому, и предпочтение в финансировании получат жители Болгарии или Румынии, но никак не литовцы либо поляки, уровень жизни которых намного выше.

К тому же ЕС, оскорбленный выходом Великобритании, постарается принять новичков, чтобы показать, что все у него в порядке и у входа стоят ожидающие. Среди наиболее очевидных кандидатов на вступление в ЕС  такие бедные страны, как Сербия и Албания, которые тут же протянут руку за помощью Брюсселя, оттолкнув в сторону первыми жителей стран Балтии и Центральной Европы.

Достаточно скоро Литва может остаться практически при своих деньгах, позабыв о прежних щедрых выплатах, и к этому стране нужно быть готовой. Ей пора привыкать к тому, что больше не будет щедрых грантов на реализацию разнообразных инфраструктурных проектов, которые разогревали экономику и давали рабочие места. К слову, эти проекты не всегда были нужны — взять хотя бы железнодорожную станцию из аэропорта Вильнюса на вокзал, где поезда нужно ждать дольше, чем потратишь времени добраться туда же на троллейбусе или маршрутке.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала