ВИЛЬНЮС, 24 мая — Sputnik, Александр Кривошеев, Юлия Хвощ. В эксклюзивном интервью Sputnik Беларусь Андрей Сутугинас рассказал о том, как с помощью звука можно победить болезнь, о гонге четырех стихий и о том, как звучит Вильнюс.
— На концертах мы вместе с музыкантами и слушателями создаем интерактивное действие. Это важно, чтобы люди не забывали, что они приходят не посидеть на месте и посмотреть послушать, а поучаствовать, быть полноценной частью этого действа, этого события. Поэтому для каждого зрителя представление происходит по-разному.
Например, в Минске, помимо традиционных для моих концертов архаических инструментов — гонгов и чаш — были и классические, например, виолончель. Был и белорусский народный инструмент — цимбалы — мне очень нравится его звучание.
Также мы представили современный инструмент — ханг-драм, который сейчас на волне популярности. Иногда хочется и такого современного звучания, разбавить краски — попробуем все это совместить в концерте в живой импровизации.
- Каждое ваше выступление это импровизация или существует какая-то партитура нотная?
— Партитуры нет. Я бы с радостью успокоил бы музыкантов, что все пойдет по написанному, особенно классиков, но никогда ничего не проходит так, как запланировано. На репетициях мы просто обсуждаем примерную очередность вступления. Живой поток энергии, который идет как от слушателя, так и от самих музыкантов, инструментов поток, корректируется, но никогда не совпадает с первоначальным замыслом. Ничего из написанного.
"Музыканты приходят на репетицию и удивленно смотрят на меня, узнав о том, что нот не будет. Обычно на репетициях мы ничего не играем, а разговариваем на темы, имеющие к музыке весьма опосредованное отношение, настраиваемся друг на друга и на общее состояние".
- Во время концертов вы играете на уникальном инструменте — гонге четырех стихий. Что это за инструмент и как он работает?
— Это последнее создание, которое пополнило мою коллекцию — самый большой в Восточной Европе, именно он играл главную партию в концерте "Симфония Х". Его размеры достигают двух метров в диаметре, создавал я его в Англии, исходя из личного понимания и чертежей. Действительно, на нем нанесены изображения четырех стихий, которые соединены в пятую — мало известный нам эфир. По сути инструмент передает состояние воды, земли, огня, воздуха.
- Каким образом это происходит?
— На самом деле, нет ничего удивительного в том, что каждая стихия имеет свой частотный диапазон. Ведь каждое живое тело имеет свой основной тон, любой предмет на нашем столе и мы с вами в том числе имеем какую-то основную частоту вибрации.
Земля — это основа, база, на которой строится наша проявленная жизнь, в том числе и проявленный звук. Далее — вода, воздух, огонь, и все это соединяется в эфир.
— На каких звуках строится игра на гонге — у него один основной тон, или можно воспроизвести мелодию?
— Основной тон гонга очень четко определен, есть гонги, которые настроены на какую-то одну ноту, а все остальное — это обертона, гармоники, которыми достаточно богат этот инструмент. Сплавы, которые используют современные производители, очень интересны по своей структуре — и никеля много, и серебра используют, поэтому в процессе звукоизвлечения получаются богатые обертона и переливы. Люди иногда сильно удивляются, что у какого-то тела, совершенно невзрачного, металлического, казалось бы, можно услышать не просто многозвучие, а какие-то симфонии. Очень удивляется зритель, когда не один, а много гонгов, с перекрестным звучанием, создают удивительное пространство.
- Вы лечите людей с помощью звука. Что такое звукотерапия?
— Звукотерапия — это возможность корректировать физическое, эмоциональное, когнетивное состояние человека при помощи звука — живого или записанного.
Все болезни — психосоматика. Это известно уже, наверное, каждому первому. Поэтому, если вы в хорошем, приподнятом, эмоциональном состоянии, то вашему физическому телу гораздо проще справляться со всеми задачами, которые стоят перед ним.
- Что больше влияет на выздоровление — эмоциональное состояние или звуковые вибрации?
На клетку очень сильно влияют вибрации, поскольку клетка сама обладает своей начальной частотой, своей природной вибрацией, поэтому природное воздействие создает эффект резонанса — на вибрацию клетки влияет какая-то более мощной вибрацией; которая помогае скорректировать неточности, выровнять или гармонизировать.
"В чудеса я особо не верю. Чудо всегда имеет какое-то основание. Любой человек, по сути, имеет возможность излечиться. Любой, в любом состоянии. Поскольку это не только физическое состояние, но холистическое состояние, то есть это целостное состояние…"
— Какую роль играет звук в процессе выздаровления?
— Очень серьезную. При условии, что все остальные составляющие тоже будут работать в резонансе с ним. Звук создает хороший фон, хорошую базу, а определенные инструменты еще создают этот абсолютный холистический резонанс, как гонг, допустим. Пространство становится очень качественным, без пауз, интервалов и настолько густым и насыщенным, что там иногда можно чувствовать звук телом. Вот эта кинестетика начинает включаться очень четко, люди начинают говорить, что я не просто слышу звук, я его чувствую телом.
Поэтому звук — очень важная составляющая абсолютного здоровья. Холистического здоровья.
- Как звучит ваш родной Вильнюс?
— Тут я не смогу быть объективным. Для меня Вильнюс — это звучание чаши. Такое очень объемное тоже — основной звук и потом много-много обертонов, которые открываются слой за слоем. Один слой выталкивает последующие слои, и начинается какая-то уже совершенно отдельная жизнь.