Незадолго до дня голосования глава Литовского союза крестьян и зеленых Рамунас Карбаускис заявил, что от позиции социал-демократов по предложенным ограничениям на алкоголь может зависеть судьба правящей коалиции.
Сомнения Сквернялиса и настойчивость Карбаускиса
Необходимость в осуществлении государственной политики по борьбе с пьянством и алкоголизмом не вызывает никаких сомнений, ведь накануне Всемирная организация здравоохранения назвала Литву самой пьющей страной в мире. По итогам прошлого года каждый житель республики выпил в среднем 16 литров алкоголя, что является абсолютным рекордом.
Однако противоречия между социал-демократами и "крестьянами" гораздо глубже "алкогольной темы", вдобавок, предлагаемая стратегия противодействия алкоголизации населения выглядит недостаточно проработанной.
Как выяснилось, подобной точки зрения придерживается и сам премьер-министр. 22 мая Сквернялис провел встречу с представителями организаций, не одобряющих правительственные поправки к Закону о контроле над алкоголем. По результатам беседы советник Сквернялиса Томас Бержинскас отметил, что "премьер в определенном смысле высказал сожаление в связи с тем, что люди, которые пришли на встречу сегодня, не пришли раньше, когда эти поправки обсуждало правительство".
Получается, что премьер-министр признает несовершенство предложений, инициированных правительством. Тогда как его однопартиец Карабаускис фактически в ультимативной форме настаивает на необходимости их безоговорочного принятия.
Не паникуем: пять мифов о "сухом законе" в Литве >>
В итоге ряд литовских экспертов сходятся во мнении, что поправки в Закон о контроле над алкоголем все же будут утверждены, но введение ограничений будет приостановлено с тем, чтобы к моменту вступления в силу нового закона в него были внесены существенные изменения.
Где и как часто пьют литовцы?
Согласно изменениям предлагается запретить рекламу спиртного, продлить возрастной ценз при покупке горячительных напитков до 20 лет, сократить время продажи алкоголя в будние дни с 10 утра до 20 вечера и в воскресенье — с 10 до 15 часов. Кроме того, планируется запретить торговлю алкоголем в уличных нестационарных кафе и во время массовых мероприятий.
Естественно, такого рода ограничительные меры, особенно связанные с сокращением времени продажи спиртного и запретом на его реализацию на массовых мероприятиях, вызывают серьезное сопротивление торговых сетей, туристического бизнеса, а также организаторов разного рода фестивалей, имеющих влиятельных лоббистов в органах власти.
Сокращение периода реализации, а соответственно и доступности алкогольных напитков, действительно адекватная мера в борьбе с пьянством — она подтверждена в том числе международным (например, шведским) опытом. А вот предложение запретить продавать спиртное во время фестивалей, праздников и торжеств выглядит достаточно спорным. Ведь по данным экспертов на 2016 год, большинство литовцев употребляют алкоголь в домашних условиях, а 10% алкозависимых жителей выпивают около 37% всего потребляемого в стране алкоголя.
В целом по результатам опроса, проведенного среди 1113 жителей городов и деревень Литвы в возрасте 15-70 лет, 3,7% респондентов потребляют алкоголь каждый день, 10,5% — 2-4 раза в неделю, 17,2% — раз в неделю, 23% — 2-3 раза в месяц, а остальные — 1 раз в месяц и реже. Однако нужно обратить внимание на тот факт, что заказчиком исследования являлась Конфедерация литовского бизнеса, что уже дает повод сомневаться в релевантности полученных данных.
Одних запретов недостаточно
Как бы там ни было, одними лишь мерами административного запрета проблему алкоголизма в Литве решить нельзя.
Нужно понимать причины, по которым спиваются литовцы — как представляется, это те же поводы, из-за которых страна занимает первые строчки в рейтингах трудовой миграции за рубеж и суицидов. И прав был министр труда и социальной защиты Литвы Линас Кукурайтис, когда говорил о "социальном страдании" беднейших слоев населения как одной из основных проблем развития страны.
Думается, что причины происходящего кроются в вопиющем неравенстве в доходах, безработице, деиндустриализации экономики как следствии ошибок литовского руководства, допущенных при интеграции страны в ЕС.
В этом свете предлагаемые литовским правительством ограничительные меры без кардинальных решений в области социальной политики и реализаций программ международного сотрудничества с соседями выглядят, как минимум, половинчатыми. Вдобавок принятие этих мер, скорее всего, будет торпедировано "алкогольным лобби".
Что же касается судьбы правящей коалиции, то вряд ли алкогольные законы станут камнем преткновения между "крестьянами" и социал-демократами, однако сегодня немногие в Литве рискнут произнести тост за светлое будущее этого союза, ведь его нынешняя конструкция выглядит весьма неустойчивой.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.