ВИЛЬНЮС, 4 мая — Sputnik. Известно, что нынешний госсекретарь — не златоуст и говорить не любит, вдобавок в данном случае он не читал речь по бумажке, а расхаживал перед сотрудниками своего ведомства туда-сюда и размышлял вслух.
Но, пусть невнятно, он подтвердил то, что всем было видно, но официально в США не говорилось: внешняя политика страны в последние годы была катастрофична. Провал следовал за провалом.
Отчего? Если попробовать подвести под одну схему Ближний Восток и Дальний, Западную Европу и Восточную, и вообще все прочее, то получается вот что: Вашингтон везде пытался создавать, насаждать, поддерживать "свои" (подконтрольные и разделяющие "ценности") режимы — от Франции до Украины.
Режимы эти нагружали Америку своими проблемами, а то и войнами, стараясь США в такие войны втянуть всеми силами. Результат — громадные расходы, сделавшие страну банкротом. И нараставшая враждебность самых разных стран, с которыми (как с Россией), может, и незачем было ссориться. В общем, с таким букетом союзников, в кавычках и без, никаких врагов не надо.
Понятно было, что команда Трампа чувствовала, что дальше так нельзя. А вот как дальше можно и нужно — другой вопрос. И ничто так не показывает его неразрешимость, как вот это самое выступление госсекретаря перед сотрудниками.
И, соответственно, внешняя политика сверхдержавы делалась пока что, помимо профильного ведомства, "на коленке", в виде судорожных акций: непонятная бомбежка Сирии, "заблудившийся" авианосец, чей путь к Корее и обратно обсуждали с хихиканьем… "Главным по Ближнему Востоку" называют зятя президента Джареда Кушнера, представитель страны в ООН Никки Хейли говорит что ей в голову приходит (а не то, что заявляет госсекретарь). Что происходит?
Ситуация с изолировавшимся от Госдепа госсекретарем уже давно скандальная, и ее в США активно обсуждают. Возникает множество подробностей. Прежде всего о том, как велась уже несколько лет кадровая политика ведомства: получается, что на работу брали всяких псак (Джен Псаки – Sputnik), а специалисты уходили. Мы помним и о том, как некая Виктория Нуланд вела "свою" украинскую политику, связанную с деловыми интересами ее семьи… А впрочем, таких сюжетов по всему миру было немало.
Но вот сейчас около 200 высших позиций в Госдепе пусты. Тиллерсон отказывается делать назначения. Если он сделает их завтра, то утверждение кандидатов в конгрессе займет месяцы, и еще неизвестно, чем кончится. Пока что заместители его обзавелись приставкой "и.о." и не слишком активны. Многие — видные демократы — ушли сами.
Далее же ожидается урезание расходов ведомства на 31% и увольнение 2300 человек. То есть разгром Госдепартамента. Что, конечно, тоже не способствует активности его сотрудников.
Тиллерсон вообще-то опытный топ-менеджер, и если он так долго отказывался даже общаться с подчиненной ему армией, это, предположим, означает: он допускает, что ему досталась система, которая в принципе нереформируема. Проще создавать ведомство с нуля — как в Петрограде в 1917-м.
Но где брать людей? Еще есть "отстойники для дипломатов" в виде разных фондов и институтов и международная журналистика демократов… Но и там все то же самое. Те же люди, которые "все разбалансировали". Президентские выборы Трамп и его небольшая команда, может, и выиграли. Но слежавшаяся, окаменевшая, ввергнувшая страну в безнадежный застой система на него работать не будет.
Разведка, пишущая примитивные и лживые доклады, военное ведомство, держащееся за планы ударить по кому-то, разработанные годы назад… И это только то, что прямо или косвенно касается внешней политики. А есть еще и политика внутренняя, где примерно то же самое.
Если Трампу удастся разобраться с этим тяжелым наследством за четыре года, значит, он гений. А человечеству пока что придется привыкать жить в мире, где американская дипломатия не лезет во все дырки с поучениями или чем-либо похуже. И что-то подсказывает, что мы — мир — с такой задачей справимся.
Полный текст читайте на сайте РИА Новости.