ВИЛЬНЮС, 15 апр — Sputnik. Cоветские танки преподнесли финнам много неприятных сюрпризов в годы cоветско-финской войны 1941-1944 годов, в особенности КВ-1, или "Клим Ворошилов", оказался танком, который финны не могли уничтожить, пишет ИноСМИ со ссылкой на крупнейшую газету Финляндии Ilta-Sanomat.
Большая часть танков КВ-1 была захвачена в период наступления и во время сражений в начале 1942 года. Два "Клима" были отремонтированы и переданы единственному в Финляндии танковому дивизиону, и, хотя их количество было весьма скромным, танки пригодились.
Поскольку среди тяжелых танков были лишь захваченные в годы Зимней войны T-28, прозванные финнами "почтовыми поездами", то малочисленные КВ-1 и T-34 стали единственными современными боевыми танками с хорошим вооружением.
Лучший среди собратьев
КВ-1 появился в 1937 году, когда советское руководство пришло к выводу, что Красная армия нуждается в новом тяжелом танке, предназначенном для выполнения задач прорыва фронта. По итогам конкурса появились три модели: СМК, T-100 и КВ-1. СМК и T-100 были двубашенными тяжелыми танками, у значительно более легкого КВ-1 была только одна башня.
Все эти таки были испытаны в сражениях Зимней войны, но в итоге КВ справлялся с заданиями лучше, чем более крупные модели. Правда, во время настоящих сражений ни одна модель не справлялась с задачами на высшем уровне, поскольку на тестовых испытаниях танки не выходили на передовую.
Но когда они все же оказались на передовой, результаты были неудовлетворительными. 55-тонный СМК, подорвавшись на мине, остался ожидать окончания войны на "ничьей земле". КВ-1, попав на поле боя, хорошо справился как с противотанковыми минами, так и с противотанковым оружием.
От СМК и Т-100 отказались, а КВ-1 был запущен в серийное производство. Стандартную модель оснастили 76-миллиметровым орудием. Разработали также и более тяжелый вариант танка КВ-2, на массивную башню которого установили 152-миллиметровую гаубицу.
Ярость танка
В начале советско-финской войны 1941-1944 годов у Советского Союза было 639 танков КВ-1 и 300 танков КВ-2. Производство КВ-2 прекратилось уже в 1941 году, поскольку танк, спроектированный как мобильный бункер, не подходил для блицкрига.
Оба танка оказались тем не менее неожиданностью как для армии Финляндии, так и для армии Германии. Их практически непробиваемая броня выдерживала огонь танка и прямой огонь противотанковых орудий, а также артиллерийский огонь.
Один танк КВ-2 два дня сдерживал наступление шестого танкового дивизиона в Литве. Танк смогли уничтожить, только окружив его и обстреляв из 88-миллиметрового зенитного орудия.
Трудностей хватало и у финнов. 27 августа 1941 года наступление 50-го пехотного полка было остановлено перед укреплениями у Эссойлы, после чего финские войска попали в когти невиданного ранее советского танка.
КВ-1 был более 40 раз обстрелян из противотанкового ружья, но гигант лишь стряхнул снаряды с шеи и продолжил стрелять по финнам.
Скоро подъехал и второй танк, и совместными усилиями эта парочка помешала попыткам финнов продвинуться и отразить атаку. Не помог даже выстрел из тяжелой полевой пушки. Это разозлило экипаж советского танка настолько, что они атаковали финские позиции, захватили артиллерийскую точку и отбуксировали пушку на свою территорию.
Даже подбитый "Клим" был препятствием
Судьбоносными для этого КВ-1 оказались финские мины. Правда, танк наезжал на них и раньше, но в какой-то момент гусеничная цепь все же не выдержала.
Экипаж боролся до последнего снаряда и, в конце концов, поджег свой танк.
Финские войска могли бы начать продвижение, но горящий практически 50-тонный гигант застыл посреди дороги, и его никак нельзя было сдвинуть. В итоге финнам пришлось изменить маршрут и обойти танк.
КВ-1 был эффективным оружием на восточном фронте первые два года, и, несмотря на традиционные для советского танкостроения и конструирования проблемы, он хорошо показывал себя, в том числе и на поле боя. Но у танков существовали технические проблемы, и наибольшие потери танков КВ происходили уже вне сражений, когда сломанные и поврежденные танки не успевали чинить, и они попадали в руки наступающих немецких войск.
Последний бой КВ-1
В 1942 году советская военная промышленность уже успела частично оправиться от шока отступления и эвакуации производств.
Согласно анализу военного руководства, эти танки, в конце концов, оказались недостаточно пригодными для ведения быстрой войны на восточном фронте. КВ-1 был механически ненадежным, медленным и тяжелым в управлении. Кроме этого, его изготовление обходилось значительно дороже, чем производство танка Т-34. Главное орудие тяжелого танка было таким же, как и у не менее эффективного и более дешевого T-34.
Дальнейшая разработка КВ-1 в конце концов свелась к простой математике.
Он не был рентабельным, а более дешевый T-34 показал себя таким же эффективным. T-34 мог с большей гарантией попасть на поле боя и с большей вероятностью уйти с него.
Это заметили и в Финляндии, когда КВ-1 потребовался основательный ремонт после 200 часов эксплуатации, а Т-34 — только через 300 часов. Финским "Климам" хронически не хватало запасных частей.
В серии КВ была разработана и самоходная артиллерийская установка, а в конце войны появились и танки ИС-2 и ИС-3. Тяжелые танки с 122-миллиметровой пушкой изготавливались для того, чтобы бросить вызов новым немецким танкам "Тигр" и "Пантера".
На практике танки серии КВ и ИС были последними танками, которые изготавливались в соответствии с концепцией использования Красной армией тяжелых танков еще в годы Первой мировой войны. Тяжелые танки изготавливали тысячами и после войны, но только несколько новых типов тяжелых танков были запущены в производство.
В 1950-е как на Востоке, так и на Западе появилось новая концепция боевого танка, в котором сочеталась подвижность среднего танка и огневая мощь и бронирование тяжелого танка.
В Финляндии оба "Клима" служили и после окончания войны — в годы Лапландской войны (военные действия между Германией и Финляндией в сентябре 1944 — апреле 1945 года — Sputnik), после чего их использовали для обучения. В 1955 году танки, в конце концов, списали.