По данным последней переписи населения сегодня в Литве проживают представители 154 национальностей.
В стране бытует такое выражение, как "представитель нетитульной нации". Эту обидную для многих формулировку ввели в обиход в 90-х годах прошлого века ярые патриоты — националисты, которые старались всеми методами дать понять, кто теперь в Литве главный.
"Однако есть одно "но". На заре Независимости, когда в Литве, в отличие от Латвии и Эстонии, было принято компромиссное решение о присвоении "нулевого гражданства" и начали выдавать новые паспорта взамен советских, то фамилии и имена их владельцев в новые метрические документы вписывались уже по-литовски. Александры становились Александрасами, Вальдемары — Владимарасами, Петр превращался в Пятраса, а фамилия Иванов — в Ивановас. А некоторые Иваны и вовсе становились Йонасами. Лишь немногие жители тогда имели смелость и возмущались этому своевольству чиновников", — заявил в эфире радио Sputnik Литва обозреватель Сергей Перепелица.
Эти смельчаки требовали сохранить свое имя и фамилию неизменными. Но многие покорно соглашались и автоматически "превращались" в литовцев из поляков, русских, белорусов и украинцев.
"Единственное, что позволялось новоиспеченным Александрасам — это обозначить на одной из страниц свою национальность по этническому признаку. Хотя на это многие тоже не решались из боязни и оставляли эту графу чистой, что по умолчанию тоже давало право чиновникам считать их литовцами. Так что сегодня очень сложно подсчитать, сколько в Литве литовцев по паспорту, а сколько — по крови", — отметил эксперт.Русские Литвы: соглашатели и непримиримые
По подсчетам эксперта, национальные меньшинства сегодня составляют почти четверть всего населения Литвы.
Русские Литвы: соглашатели и непримиримые >>
Между тем к чаяниям национальных общин не особенно прислушиваются власти страны, в том числе столичные. Мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс лишь имитирует диалог с нацменьшинствами, а на деле поступает диаметрально противоположно, считает Перепелица. Об этом, по мнению эксперта, свидетельствует в том числе тот факт, что официально с фракцией русских и поляков в горсовете Шимашюс встретился лишь через два года своего назначения.