Вроде бы историческое для Литвы событие, а прозвучала весть о нем как-то буднично.
Правда, на лентах информагентств сообщение о находке исторического документа появилось аккурат к выпуску итоговых новостей на государственном канале, то есть в прайм-тайм, когда вся Литва у экранов собралась.
И впору бы сразу прямую трансляцию с салютом на Кафедральной площади, с выходом президента и торжественной речью Витаутаса Ландсбергиса, который восторженно заявил: "Мы долго ждали этого момента, и слава Богу, что Акт нашли в Германии, а не в России!". А рядом с руководителями государства стоит с подносом, на котором миллион евро крупными купюрами, президент концерна MG Baltic Дарюс Моцкус.
Но что-то в спектакле пошло не так, и у зрителя на галерке появилось ощущение, что сюжетные линии пьесы расползаются.
Почему Акт, который искали 26 лет новейшей истории, нашли не в полночь, в кладке старинного камина Дома подписантов, а в рабочий день, в пыльном архиве германского МИДа? Искали всей Литвой четверть века, а нашел его скромный профессор университета Витаутаса Великого, который порылся лишь пару дней в открытых немецких архивах.
Да и фигура одного из самых богатых людей в Литве Дарюса Моцкуса как-то нелепо смотрится рядом с первыми лицами государства после коррупционного скандала с экс-лидером либералов Элигиюсом Масюлисом и директором Государственной налоговой инспекции Дайнорасом Брадаускасом.
В обоих делах как раз фигурирует крупнейший в стране концерн MG Baltic, владельцем которого является Моцкус. А тут такая благотворительность — миллион евро тому, кто Акт о независимости найдет как раз к столетию его подписания. И нашелся же Акт как-то подозрительно быстро — через месяц после озвученной денежной награды. А если бы не пообещали миллион, то так бы и пылился в германских архивах в разделе "Будущее балтийских провинций: Литва"?
Чтобы отвлечь внимание зрителя от поиска связей между сюжетными линиями, на авансцену вышел главный герой пьесы — "первый фактический руководитель Литвы", но, увы, до сих пор не президент, экс-европарламентарий, профессор музыки и большой литовской политики Витаутас Ландсбергис.
"Это очень много значит для нас как для народа и общества. Никто не оспаривает наше государство потому, что у нас нет первого основного оригинала акта. Это не новая вещь с юридической точки зрения, но он очень важен с духовной, моральной и политической точек зрения, поскольку мы больше не будем тем несчастным народом, который лишился оригинала основного документа своего государства", — сказал, как всегда по-библейски витиевато, Ландсбергис.
Новую интригу в пьесу попытался внести все тот же главный богач Литвы Моцкус. Появившись на сцене чуть за спиной главного героя, он заявил, что до получения обещанного миллиона евро еще очень далеко.
"Это (обнаружение Акта — Sputnik) полдела. Это необходимое, но недостаточное условие (для получения денег — Sputnik)", — сказал Моцкус.
Конец первого действия. Занавес. Антракт.