Два резонансных убийства в Литве за один только март совершили молодые люди, чей возраст сравним с "возрастом" Литовского государства после обретения страной независимости.
Это только вершина криминогенного айсберга, плавающего по просторам Литвы. Молодые родители в пьяном угаре бросают младенцев в колодцы, забивают их до смерти за то, что дети нечленораздельно произносят название цифр… А за малейшую симпатию к России и ее президенту молодые патриоты бьют смертельно зонтиком в глаз.
Это не сцены из фильмов ужасов, а современная литовская действительность.
После убийства Евы Страздаускайте на страницах газет и в телевизионных студиях звучали вопросы "Кто виноват?" и "Что делать?". На последний вопрос ответа так и не нашли. А вот вину за жестокость молодого поколения возложили на… "советское прошлое".
Главный комиссар полиции Литвы Линас Пярнавас робко попытался порассуждать, что, может быть, зверские убийства, совершаемые спонтанно и необъяснимо — это отличительная черта поколения, родившегося в независимой Литве. Но полицейского грубо осек психотерапевт Линас Шлуснис.
В статье "Литовское общество, призывающее к мести — советское наследие" врачеватель литовских душ объяснил, что "общество в Литве — эмоционально тупое, потому что в советские времена было потеряно большинство образованных людей".
"Куда делись эти образованные люди, не объясняется. Видимо, отсутствовали как класс. Параллели с уже независимой Литвой, потерявшей 300 000 человек, не проводятся. Просто найдено самое удобное объяснение — во всех бедах нужно винить советскую эпоху", — продолжает дискуссию публицист, психолог, депутат Вильнюсского горсовета Ромуальда Пошевецкая.
На алтарь Независимости и очернения советского периода в истории Литвы положено так много, что любое мало-мальски положительное упоминание о достижениях Литовской ССР сегодня приравнивается к преступлению. И это даже закреплено на законодательном уровне.
В 2010 году по инициативе консерваторов (Союз Отечества — Христианские демократы) Сейм Литвы принял поправки в закон, согласно которым отрицание "советской оккупации" и публичная поддержка "оккупационного режима", а также отрицание преступлений советского и нацистского режимов могут повлечь за собой штраф, арест или заключение под стражу на срок до двух лет.
Признавать советский период "оккупацией" Литва, конечно же, вправе. Это ее внутреннее дело. А что делать с цифрами, показывающими, что рост преступности среди несовершеннолетних и 20-летних пришелся на середину 2000-х годов, когда "проросло" первое поколение рожденных уже в свободной Литве?
"Причиной развития жестокости стал известный в психологии феномен: дефицит эмоциональной поддержки в раннем возрасте повышает риск антисоциального поведения в подростковый период. Проще говоря, родители, которые испытывают сильный стресс, неспособны дать ребенку достаточно эмпатии, сочувствия, что способствует в будущем проявлению бездушия, агрессии и социопатии. Это нарушение эмоционального развития", — считает Пошевецкая.
Что повлияло на психику 26-летнего Эгидиюса Анупрайтиса, который в минувшие выходные хладнокровно застрелил мать, отца, бабушку и дядю?
На этот вопрос попробуют найти ответы следователи и психологи, которым предстоит общаться с подследственным в тюремной камере. Он был задержан по горячим следам в Мариямпольском районе буквально через несколько часов после объявления в международный розыск.
Уже известно, что парень — не из "низов общества", он работал охранником с правом ношения оружия, проявлял недюжие способности в изучении химии и даже учился в Ливерпульском университете, а также увлекался баскетболом и восточными единоборствами.
Положительный со всех сторон член литовского общества стал убийцей. Как такое произошло? Простой вопрос, на который нет простого ответа.
"Но если для агрессии поколения, родившегося в 90-е годы, есть хоть какое-то объяснение, связанное с советской эпохой, то что говорить о тех, кто родился в Литве в 2000-е, в период массовой миграции из страны? О детях, брошенных на попечение бабушек и дедушек, или родственников, детях, выросших сиротами при живых родителях, уехавших на заработки в Англию, Ирландию, Норвегию… Что вырастет из них и что ждет нас в будущем?" — говорит Пошевецкая.
По мнению эксперта, все эти люди оказались "на обочине" не только своей семьи, но и всей страны.
"О каких моральных изломах мы будем тогда говорить? И неужели опять свяжем все с проклятием советской эпохи, не желая признать очевидных промахов и изъянов новой системы — системы капиталистической эпохи, где правят балом деньги, внешнее благополучие и социальная апатия?" — заключает депутат Вильнюсского горсовета Ромуальда Пошевецкая.