Политикам и чиновникам Литвы, которые в последние годы "имели неосторожность" общаться с россиянами, предстоит прилюдно оправдываться за это. Правящие социал-демократы даже предложили проверить на наличие "российского вируса" всех депутатов парламента за последние 10 лет. Причем поставить диагноз каждому из депутатов Сейма должны помочь не только нынешние руководители спецслужб и разведок, но и бывшие.
Сложнее, чем другим, придется членам группы по межпарламентским связям Сейма, которая намеревалась улучшать отношения с Москвой. Эту группу в составе 25 человек возглавляет бывший посол Литвы в России Антанас Винкус.
Один депутат из этой группы — Миндаугас Бастис — уже поплатился креслом вице-спикера Сейма за "связи с россиянами". В ближайшее время ему предстоит защищать не только свое депутатское кресло, но и репутацию политика. Процедура импичмента в отношении депутата Сейма трех последних созывов Бастиса уже запущена.
Противники партии социал-демократов, членом которой является Бастис, во время обсуждений фактов из его биографии припомнят Бастису всё. И встречи с журналистом телеканала "Россия-1" Эрнестом Мацкявичюсом, и знакомство с представителями Росатома в Литве, и скандал с покупкой дома у жены самого известного криминального авторитета постсоветской Литвы, крестного отца "Вильнюсской бригады" Георгия Деканидзе.
Призрак маккартизма бродит по Европе >>
В 2014 году Бастис опрометчиво купил коммерческое помещение в Старом Вильнюсе, которое, как оказалось уже во время оформления документов, принадлежало Тамаре Журовой — вдове Деканидзе. Об этой приватной сделке ценой в за 90 тысяч евро узнали журналисты и поспешили обвинить Бастиса в связях с мафией. Разразился большой скандал. Политику пришлось оправдываться.
"Нет, не выяснял (кто владелец здания — Sputnik). Меня просто интересовали помещения, которые подходили моей жене. Она искала их в интернете, пока не нашла то, что соответствовало ее потребностям и подходило по цене", — заявил тогда Бастис и добавил, что только в ходе сделки узнал, у кого он покупает помещение. Как дом оказался во владении членов семьи Деканидзе, Бастис не стал выяснять, как и отказываться от сделки только из-за этого. Скандал затих, а в 2016 году Бастис в очередной раз был избран депутатом Сейма.
Теперь же Бастиса обвиняют не только в связях с бывшими и нынешними представителями криминалитета, но и в "более тяжком преступлении" — общении с представителями Росатома и российского телевидения, а также с якобы бывшими и нынешними сотрудниками Федеральной службы безопасности РФ. В современных литовских реалиях эти подозрения гораздо страшнее связей с криминалитетом.
По этому делу Комитет нацбезопасности и обороны (КНБО) собирается 24 марта заслушать нынешнего директора Департамента госбезопасности (ДГБ) Литвы Дарюса Яунишкиса. Затем будут опрошены экс-руководители ДГБ Повилас Малакаус, Гедиминас Грина, экс-заместитель главы ДГБ Сигитас Буткус.
Члены КНБО поинтересуются на заседании, было ли известно им ранее об этих "связях" Бастиса, который прошел в Сейма уже третий раз. И не нанес ли он за длительный срок своих полномочий существенного ущерба государственной безопасности. Чтобы досконально разобраться в деле Бастиса, КНБО проведет аж восемь заседаний. Расследование планируется завершить 14 апреля.
Сам депутат Сейма Миндаугас Бастис утверждает, что все его контакты с упомянутыми выше лицами "можно оценивать лишь с этической точки зрения, но не в коей мере не как угрозу нацбезопасности и государственной тайне".
Будет ли искать ДГБ "скелеты в шкафах" у остальных депутатов, которые составляют группу по межпарламентским связям Сейма и собираются выстраивать отношения с российскими коллегами? Продолжит ли вообще она свою работу после разразившихся скандалов? Об этом пока не сообщается.
Напомним, что председатель группы Антанас Винкус сразу после формирования комитетов, комиссий и групп в Сейме нынешнего созыва в конце 2016 года заявлял, что "даже в нынешних сложных условиях с Россией можно сотрудничать в вопросах культуры, медицины и туризма".
Входящие в состав группы депутаты должны были еще в конце января 2017 года собраться для обсуждения вопросов, которые они намеревались адресовать коллегам из Государственной Думы России. Собиралась ли эта группа и что решила — пока широкой общественности также не известно.