Миллион евро предлагает литовский бизнесмен тому, кто найдет и вернет государству подлинник Акта независимости Литвы 1918 года. Историк А.Касперавичюс считает, что о современных технологиях манипулирования мозгами Сталин и Гитлер могли только мечтать. Литовские лесники возмущены прожектом чиновников ликвидировать сеть лесничеств и уволить 3 тысячи их работников. Стоит ли отовариваться в Польше при нынешнем перепаде цен? Все эти темы в еженедельном обзоре Sputnik.
Миллион тому, кто найдет подлинник Акта Независимости Литвы
В канун очередного Дня Независимости Литвы (16 февраля) крупный бизнесмен, глава концерна MG Baltic Дарюс Моцкус объявил награду в один миллион евро тому, кто разыщет подлинник Акта независимости республики, рассказывает издание "Республика". Увы, этот сакральный для народа документ существует только в копиях. И найти его к предстоящему столетнему юбилею Литовской республики стало бы важным знаковым событием, подчеркивает в интервью по этому поводу историк Чесловас Лауринавичюс.
Насколько вероятна такая находка, и где искать? Историк полагает, что вероятней всего документ можно обнаружить в архивах России или Германии, но для этого требуется целенаправленная и скоординированная работа ученых и дипломатов. Он предлагает провести под эгидой национальной Архивной службы их совместное совещание с целью обменяться накопленной информацией и распределить полномочия в совместной работе.
Конечно, не исключено, что Акт так и не будет обнаружен. Однако, следует заняться параллельно и другим маршрутом — поиском свидетельств признания Литвы в те годы со стороны других государств. Увы, их тоже сохранилось мало, и пополнение их суммы станет также важным компонентом "золотого фонда" Независимости.
Сама тема дала повод Лауринавичюсу весьма критически оценить уровень организации работы архивов в стране. По его мнению, в стране сложилась своеобразная традиция игнорирования архивов, проявляющаяся в том, что отдельные деятели считают вправе присваивать и хранить важные свидетельства у себя дома. Особенно это относится к периоду Саюдиса (ВС: литовского движения за независимость), документальных следов которого в архивах сохранилось очень мало. Порой Архивная служба издает письма и обращения по поводу розыска тех или иных текстов, но они не доходят до потенциальных поисковиков.
Для другого историка — Альгимантаса Каперавичюса нынешний праздник стал поводом к размышлениям о "гражданском обществе" в Литве. В интервью Lietuvos rytas под заголовком "В сравнении с нынешними:о таких манипуляциях Сталин, Гитлер могли лишь мечтать".
Он утверждает, что самостоятельность и государственность мышления литовскому народу в превоенный период (1918-40) были свойственны больше, чем сегодня. В качестве главного довода он приводит способность его сохранить свой национальный язык и в период царской России, и в советский период. Для сравнения берет Ирландию, которая обрела независимость с Литвой почти одновременно (декабрь 1922), но подчинилась британскому влиянию и утратила свой древний язык кельтской группы.
Историк очень высоко оценивает результаты, достигнутые Республикой в период Независимости во всех областях — от экономической до культурной. Даже, лишившись части своей территории вместен со столицей (ушла по Польшу), Литва стала современным европейским государством.
На вопрос журналиста, чем же объяснить, что при авторитарном режиме (ВС: приход к власти А. Сметоны) общество было самостоятельней и патриотичней, чем сегодня при либерально-демократическом устройстве, Касперавичюс полагает, что виной тому — современные информационные технологии. Они повзоляют так манипулировать мозгами, что Ленин, Сталин и Гитлер могли лишь мечтать. В нынешнем мире информации люди теряют ориентиры и легко поддаются политическим влияниям. Уповает он и на наследие советской власти:
"Иго царской России было хоть и тяжелым, но оно несравнимо с гнетом тоталитарного режима, которому подверглась Литва в советские времена, и который извратил общественное сознание так, что трудно исправить до сих пор".
Лес рубят — щепки летят
По состоянию лесного хозяйства Литва является образцово-показательной во многих отношениях. Например, она, пожалуй, единственная в Европе, где благодаря жесткому контролю за балансом рубки и лесопосадок лесной массив в последние два десятилетия не только не сокращается, но и медленно растет.
На этом фоне очень болезненно воспринято в Департаменте лесного хозяйства решение правительства ликвидировать 42 лесничества, консолидировав его функции в едином государственном предприятии. Практически это означает лишение работы около трех тысяч работников. Об этом пишет газета Lietuvos aidas.
"Не ту политику регионального стимулирования и торможения эмиграции затеяла власть. Мы не против оптимизации деятельности и повышения эффективности управления государственными лесами. Однако мы не слышим никаких аргументов, чтобы понять, какими цифрами и фактами руководствуются авторы реформы. Какую пользу извлекут из перестройки государство и все его граждане", — говорит председатель Литовской федерации профсоюзов работников леса и лесной промышленности Инга Ругинене.
Обращается внимание, что при этом со стороны министерства не поступило никаких предложений, что делать с целой армией приговоренных к увольнению. О его масштабе говорит такое сопоставление: всего в лесном хозяйстве работает около четырех тысяч человек.
По словам профсоюзного лидера, в общество со стороны министра и отдельных политиков часто вбрасываются обвинения в непрозрачности и коррупции в ведомстве, но никакие конкретные факты при этом не приводятся. В чьих интересах концентрируются богатства стоимостью в 2,5 миллиардов евро?— вопрошает она. И почему все делается втайне?
Ругинене обещает принять все законные меры в борьбе за своих работников.
Стоит ли отовариваться в Польше?
В номере Lietuvos Rytas за 15 февраля некая пани Регина делится своими впечатлениями о "товарном туризме" в Польшу, ставшим заметным явлением последние несколько лет. Причина простая — у соседей многие товары существенно дешевле, чем в Литве.
Женщина отправилась в приграничную Сувалкию впервые, чтобы убедиться, стоит ли овчинка выделки. По ее словам, на оптово-розничной базе, где обычно отовариваются литовцы, не на всех продуктах даже есть ценники. Однако соотечественники, которые там толпятся, заверили, что можно брать, не глядя — все равно будет дешевле. Особенно мясо. Например, килограмм свинины стоит там 2,3 евро, в то время как в Литве 3,5-4 евро.
Потратив 200 евро, Регина отмечает, что покупка продуктов не только на базах, но и в сетевых супермаркетах почти всегда приносит экономию. Например, корм для кошек- почти вдвое дешевле, бытовая химия — на 40%, почти в два раза ниже стоят и многие ходовые лекарства: обезболивающие, противопростудные, витамины и др. Потратив 200 евро и подсчитав расходы на бензин, женщина поездкой осталась в целом довольна.
По ее мнению, экономию в принципе можно получить и в Литве, гуляя по конкурирующим ритейлам в поисках скидочных акций. Но гулять для этого потребуется несколько месяцев.