ВИЛЬНЮС, 15 фев — Sputnik, Владимир Сорока. 10 февраля агентство Gallup опубликовало данные очередного опроса, проведенного в 28 странах Центральной и Восточной Европы, а также нескольких азиатских государствах — бывших республиках СССР.
Среди них — Польша и страны Балтии, а также Россия, Украина и Белоруссия. Основной вопрос, который был задан респондентам, требовал определиться, что значит для них НАТО — защита, угроза или ни то, ни се?
Вот как распределились ответы:
В целом тренды вполне логичны и ожидаемы: жители стран НАТО (Польша и Балтия) в Альянсе видят защитника, россияне и белорусы — врага.
Довольно высоким (13%) для такой мононациональной страны как Литва (литовцев 84%) мне показался и процент опрошенных, видящих в НАТО угрозу. Особенно, если сравнить эту цифру с латвийской (9%). Ведь принято считать, что негативно к нему настроены в основном русские. Но в Литве их чуть больше 5%, а в Латвии — около 27%.
Эволюция страха
Социология Gallup — всего лишь штрих к драматической картине противостояния на рубежах, которые развели бывших жильцов коммунальной квартиры во враждебные лагеря. При этом стоит напомнить, что ассоциировать себя с НАТО прибалты начали еще задолго до того, как стали его членами (2004). В частности, в учениях Baltops(Baltic Operations) они участвуют с 1994 года.
Другое дело, что до поры, до времени и мотивация евроинтеграции, и ее протекание носили достаточно мягкий, условно-ритуальный характер.
В сущности, для 90-х стремление в Альянс диктовалось не столько соображениями безопасности, сколько рассматривалось как естественное приложение к ЕС.
Для тогдашнего периода и начала нулевых характерно было подчеркивание безобидного, даже гуманитарного образа практической деятельности в рамках НАТО: поиск мин, затонувших на дне Балтики во вторую мировую, тренинги на предмет спасательных операций в связи с экологическими катастрофами, борьба с террористами и т. п.
Почерк маневров резко изменился в конце нулевых, обретя откровенный боевой вызов в отношение вполне очевидного противника.
Резко возросла частота учений, сложность их композиций и масштабы, когда счет участников пошел на тысячи.
Яркий примером тому — маневры в июне 2012, когда впервые была произведена высадка натовского десанта у побережья Балтии, и был использован американский стратегический бомбардировщик В-52. СМИ с восторгом трубили о том, что отбомбить мишени и вернуться на родину — в родную Луизиану — ему хватило 28 часов.
Нынешний новый ее скачок отражает ту степень возбуждения, которую можно квалифицировать как эмоциональные страхи.
После 2014 года тревожные разговоры о том, что "у Москвы аппетит возникнет и на страны Балтии", начались на бытовом уровне. А со стороны политиков это проявилось в многочисленных призывах к Брюсселю вмешаться и подтвердить гарантии защиты безопасности.
Эмпирической приметой возросшей озабоченности стали добровольные инициативы стран Балтии повысить военные расходы. Если прежде лишь Эстония придерживалась установленной НАТО нормы — не менее 2% от ВВП, а Литва, и особенно — Латвия "сачковали", то в минувшем году они подтянулись. А в этом году 2% заложены уже всеми.
Страхи прибалтов хорошо вписываются в общую "стратегию сдерживания" России, начатую Вашингтоном и Брюсселем еще в двухтысячные годы.
Сражения вокруг военных: выделит ли Литва 2,5% ВВП на оборонку >>
На Варшавском саммите (июль 2016) градус напряжения был резко повышен решением ввести в Польшу и Балтию четыре моторизованных батальона международных сил НАТО общей численностью до четырех тысяч человек.
А также стартовавшим весной 2015 американским проектом "Атлантическая решимость" (Atlantic Resolve), согласно которому в Европу переправлено четыре тысячи пехотинцев с танками и прочим тяжелым вооружением, а также 10-я усиленная армейская авиабригада (2,2 тысячи).
Помимо упомянутых стран со штабом в польском городке Жагани, они предназначены также для Румынии и Болгарии, и концептуально рассматриваются как цепь непрерывных учений по переброске и координации войск на территории Европы.
Примечательно, что в обоих случаях состав войск корректируется на ротационной основе. Это позволяет с одной стороны формально обходить положение "Основополагающего акта НАТО-РФ" (1997) о запрете размещать военные силы у границ РФ на "постоянной основе". И одновременно пропустить на предмет знакомства с театром возможных военных действий максимальное количество людей.