Результаты внеочередных выборов лидера консерваторов были предсказуемы. В числе четырех кандидатов, внесенных в бюллетень для голосования, не было ни одного представителя старой когорты политических бойцов-тяжеловесов. Еще на стадии выдвижения кандидатур они снялись с предвыборной гонки, публично заявив о поддержке "дела Ландсбергиса". А вот как проголосовали ветераны партии — останется загадкой для политологов и обозревателей. Ведь голосование было тайным.
Многие ветераны "проголосовали ногами". Они не пришли на избирательные участки, которые были развернуты в отделениях партии по всей стране. Из 15 540 членов свое мнение выразили лишь 9 тысяч человек. Выбирали лидера из четырех кандидатов — Габриэлюса Ландсбергиса, Паулюса Саударгаса, Жигимантаса Павилениса и Миколаса Маяускаса. Второй тур даже не понадобился. Явное преимущество (62% голосов) было у Габриэлюса Ландсбергиса — он и победил.
Тут стоит вспомнить то, как после референдума по новой Висагинской АЭС 14 октября 2012 года оценила систему подсчета голосов президент Литвы Даля Грибаускайте. В тот день, по данным Центральной избирательной комиссии Литвы, из 52,16% избирателей, которые приняли участие в референдуме, 62,68% проголосовали против новой АЭС. Глава государства тогда усомнилась в волеизъявлении народа и заявила, что против новой атомной станции, по ее мнению, проголосовала лишь треть жителей Литвы, а значит, результаты референдума не нужно принимать всерьез.
Соизмеримые с тем референдумом пятилетней давности результаты были получены на последних выборах лидера консерваторов — именно эта партия, напомним, официально выдвигала Грибаускайте впервые на президентский пост в 2009 году. Если использовать этот подход, получается, что Габриэлюса Ландсбергиса поддержали чуть более трети всех членов "Союза Отечества — Христианских демократов" (СО-ХД). Таким образом, его поддержка в рядах однопартийцев не столь уж весома.
Консерваторы Литвы первыми высказали поддержку Трампу >>
Внеочередные выборы инициировал сам Габриэлюс Ландсбергис после поражения партии на прошедших осенью парламентских выборах. Тогда консерваторы не смогли выполнить "программу максимум" и в очередной раз перехватить руль власти у теряющих популярность социал-демократов.
Несмотря на традиционную сплоченность и активность своего электората, в Сейме нового созыва консерваторы получили даже на два мандата меньше, чем в 2012 году. Вину за это многие члены партии — и в кулуарах, и открыто — возложили на своего молодого лидера. Они говорили, что горячность, многословность и заносчивость Габриэлюса — не лучшие черты для председателя столь уважаемой политической силы Литвы, третьей по численности в стране.
Песня о политике: певец Стано критикует Ландсбергиса >>
Как утверждали злые языки, то, что в венах Габриэлюса течет благородная кровь его великого деда, Витаутаса Ландсбергиса, не дает ему права ставить себя выше консерваторов, которые стояли у истоков создания партии на заре независимости Литвы.
Инициатором же омоложения рядов "главных патриотов Литвы" выступил сам "патриарх" консерваторов — Витаутас Ландсбергис. За время его 10-летней отлучки в Брюссель, с 2004 по 2014 годы, старожилы СО-ХД попытались предать забвению "дело Ландсбергиса". А лидер партии (на тот момент — Андрюс Кубилюс) даже позволял себе принимать ответственные решения, не посоветовавшись с Ландсбергисом.
Витаутас Ландсбергис понял, что надо возвращаться в Литву и лично наводить порядок в партии. В помощники себе он определил внука. Для начала политической карьеры Габриэлюса Ландсбергиса сделали членом партии СО-ХД. А уже через три месяца сам Витаутас Ландсбергис уступил своему прямому потомку кресло европарламентария.
Вернувшись в Литву, "патриарх" публично заявил о завершении политической карьеры. Мол, устал, ухожу на заслуженный отдых (18 октября 2017 года Витаутасу Ландсбергису исполнится 85 лет — Sputnik), построю маленькую дачу у моря, в Паланге, и начну писать мемуары.
Премией Свободы наградили Адамкуса и Ландсбергиса >>
На деле же первый фактический руководитель независимой постсоветской Литвы развил бурную деятельность. Стал появляться на всех официальных мероприятиях, давал комментарии прессе по самым животрепещущим для страны вопросам, активно критиковал работу не только правящих партий (соцдемов, трудовиков и паксистов), но и своих однопартийцев.
Одним из направлений работы Витаутаса Ландсбергиса стал "курс на омоложение консерваторов". Ряды партии активно стали пополнять молодые амбициозные политики. И вполне естественно, что возглавил это крыло европарламентарий Габриэлюс Ландсбергис. В 2015 году благодаря поддержке деда Габриэлюс стал и председателем партии СО-ХД, заменив на этом посту строптивого экс-премьера Литвы Андрюса Кубилюса.
В планах политической карьеры Габриэлюса четко просматривались вехи — в 2016 году занять пост премьер-министра, а в 2019-м — внести фамилию "Ландсбергис" в список президентов Литвы. Для этого партии консерваторов нужно было лишь победить на парламентских выборах осенью 2016 года, вместе с либералами сформировать крепкое конституционное большинство в Сейме и изменить статью в Конституции, в которой определено, что президентом Литвы может быть любой гражданин не моложе 40 лет. Ведь в 2019 году, когда в стране пройдут очередные президентские выборы, Габриэлюсу исполнится лишь 37 лет.
Но первый "выборный" блин у Габрюэлюса Ландсбергиса на посту председателя партии вышел комом. Консерваторы снова оказались в оппозиции. Об изменении Конституции можно позабыть. Перспективы "главного внука Литвы" сесть в президентское кресло померкли — по крайней мере до 2024 года.
А чтобы тайные враги внутри партии, из числа обиженных старожилов, не посмели в ближайшие пару лет выкинуть Габриэлюса и из кресла партийного бонзы, срок полномочий председателя партии "Союз Отечества — Христианские демократы" увеличили с двух до четырех лет.
За это время и мудрости, и такта в работе Габриэлюса Ландсбергиса точно прибавится.