ВИЛЬНЮС, 12 фев — Sputnik. Европейская комиссия раздумывает над тем, как заставить производителей автомобилей оснащать новые машины "умными" тормозами, сообщает Sputnik Эстония. Предполагается, что такие устройства помогут снизить смертность на дорогах Европы почти на 40%. Но только в том случае, если право принятия решения будет передано компьютеру.
Идея Брюсселя достаточно очевидна — заставить европейцев ездить не быстрее, чем указано на знаках ограничения скорости, и тем самым сократить количество аварий, а заодно лишить национальные бюджеты стран ЕС поступлений от штрафов за превышение скорости. Последнее — единственное, помимо ущемленной гордости любителей скоростной езды ("Тормоза придумали трусы!"), возможное отрицательное последствие принудительного снижения скорости автомашин.
Литва заняла второе место среди стран Евросоюза по сокращению количества смертей на дорогах в 2016 году. Согласно статистике, в прошлом году в Литве зафиксировано на 8% меньше дорожно-транспортных происшествий, чем в 2015 году, число происшествий сократилось с 242 до 188. Число погибших участников дорожного движения прошлого года — самое низкое за последние 64 года. В 1952 году, когда на дорогах было совсем немного автомобилей, на дорогах погибло 180 человек.
Древний вопрос: убеждать или заставлять
Система, которую предполагается внедрить, получила название "Интеллектуальная поднастройка скорости" (ISA), по задумке, должна будет устанавливаться на все новые машины. Предназначение ее понятно — не позволять водителю нарушать скоростной режим. Но как именно она это будет делать, пока не совсем ясно. Система включает в себя целый список возможных решений проблемы — в диапазоне от мигающего на экране приборной доски предупреждения до принудительного притормаживания автомобиля по решению компьютера.
В то же время предусматривается возможность полного отключения системы с целью, например, обгона, который требует кратковременного превышения лимита скорости. Следовательно, водитель будет иметь возможность избавиться от внешнего контроля скорости его авто. Критики проекта утверждают, что значительная часть автовладельцев именно так и поступит.
Предполагается, что ISA будет находиться в постоянном контакте с внешней компьютерной системой, чтобы получать от нее данные о местонахождении автомобиля и действующего на этом конкретном участке дороги и в это конкретное время скоростного ограничения. Проект выглядит весьма перспективным с учетом планов ЕС широко внедрить в скором будущем высокоскоростную систему беспроводного доступа с глобальной сети G5 и, как следствие, так называемый интернет вещей, который позволяет оперативный диалог компьютерных систем без участия человека.
Сократить количество смертей не удается
Группа привлеченных Еврокомиссией экспертов настаивает на скорейшем и повсеместном внедрении требования к производителям автомобилей. Результаты многочисленных исследований причин аварий на европейских дорогах доказывают, что обуздание любителей скоростной езды сократит смертность на дорогах на 37%.
Но речь в данном случае идет о принудительном, автоматическом притормаживании машины по команде компьютера без учета воли водителя. Эффективность предупредительно мигающего на панели индикатора оценивается только в 8%-е сокращение количества аварий со смертельным исходом.
Принимая во внимание поставленную Брюсселем цель сократить вдвое к 2020 году по сравнению с 2010 годом количество смертей на дорогах, соблазн использовать именно принудительную систему достаточно велик. Особенно, если учитывать, что европейцы просто-таки рвутся погибнуть именно в аварии: в 2015 году количество смертей на дорогах не только не сократилось, но даже выросло до 26 тысяч, то есть в среднем ежедневно на дорогах гибнет 71 человек.
Понятно, что практически всем европейским союзам и сообществам автомобилистов не нравится та перспектива, что в какой-то момент водитель может потерять контроль над своей машиной и управление ею фактически перейдет к компьютеру, системе ISA. Кроме того, оснащение всех автомобилей этим устройством неизбежно повысит цены на машины.