Сто лет назад, чтобы совершить государственный переворот (революцию) и отстранить от власти легитимно избранных ее представителей — монархов, президентов или премьеров, надо было в первую очередь захватить мосты, почту и телеграф. Сегодня все гораздо проще. Контроль над средствами массовой информации, социальными сетями и платежными системами — вот главные инструменты смены любой власти.
Все эти инструменты сегодня в руках у политической элиты Литвы, которая осенью 2016 года потерпела поражение во время парламентских выборов, но пока не проиграла генеральное сражение. Оправившись, перегруппировавшись, элита начала наносить болезненные удары. И в первую очередь по лидеру правящей партии — Рамунасу Карбаускису.
Человек года по версии Sputnik: Рамунас Карбаускис >>
Первый легкий удар был нанесен в виде высмеивания в СМИ планов комитета по культуре о покупке фортепиано для Сейма Литвы. И хотя идея о покупке инструмента принадлежала не самому председателю комитета по культуре Карбаускису, а одному из членов комитета, все ведущие СМИ прямо или косвенно связали приобретение фортепиано с фамилией Карбаускиса.
Затем последовал более серьезный выпад против лидера СКЗЛ. Удар Карбаускису был нанесен через его заместителя — депутата Сейма Грету Кильдишене.
Внимание масс-медиа, а затем и депутатов из блока противников СКЗЛ привлек автомобиль премиум-класса, на котором ездила Килдишене, и дорогой гардероб народной избранницы, которая до стремительного взлета политической карьеры не могла похвастаться большими доходами. Скандал удалось замять лишь "добровольной" отставкой Греты Кильдишене с поста депутата Сейма.
После каждого из этих скандалов в СМИ появлялись социологические опросы населения, из которых следовало, что доверие избирателей лично к Карбаускису не сильно, но все же падает. Согласно последнему опросу, проведенному компанией Vilmorus, лидера крестьян и зеленых Литвы сегодня поддерживают 46,3% избирателей, в то время как в декабре этот показатель был 51,7%.
Примечательно, что на рейтинг премьер-министра Литвы Саулюса Сквернялиса, ставленника "Союза крестьян и зеленых", скандалы вокруг Карбаускиса никак не влияют. И в декабре, и в феврале его поддерживают, согласно данным тех же опросов, более 68% жителей Литвы.
Новые факты, всплывшие снова в СМИ, подрывают авторитет Карбаускиса напрямую. Достоянием гласности стало несоответствие реального и задекларированного дохода бизнесмена-политика. Это несоответствие косвенно признал и сам Карбаускис.
"Появившаяся информация о том, что в декларации я указал не все принадлежащие мне в Испании объекты недвижимости, неверна. Да, бывают ошибки, но они — не сознательные. Я благодарен журналистам, которые обратили внимание на возможную ошибку в моей декларации — на самом деле, я не декларировал кредит на строительство дома, взятый в испанском банке. Однако хочу подчеркнуть, что это не приведет к неуплате каких-либо налогов, декларацию я уже уточнил", — написал накануне на своей страничке в Facebook Карбаускис.
Журналисты также напомнили лидеру СКЗЛ о том, что декларированная им во время предвыборной кампании и в первые дни после победы на выборах борьба "за трезвость литовской нации" не вполне соответствует уставным документам испанской компании, акциями которой владеет бизнесмен Карбаускис.
"Учрежденная в Испании компания, акционером которой я являюсь, не располагает разрешением на такую деятельность, как торговля алкоголем — у нее никогда не было такого разрешения и она за ним не обращалась. То, что один из учредителей компании, испанец, 16 лет назад вписал в устав компании такую деятельность, как продажа алкоголя, не означает, что это намеревались и намереваются делать. Это подтверждает и время — за 16 лет эта компания не купила и не продала ни капли алкоголя", — оправдался Карбаускис в Facebook.
Как отреагируют избиратели на новый скандал с фактами из жизни политика и бизнесмена, депутата Сейма, председателя комитета по культуре, лидера партии "Союз крестьян и зеленых Литвы" Рамунаса Карбаускиса, покажут результаты следующего социологического опроса, который будет проведен в ближайшее время.