ВИЛЬНЮС, 23 янв — Spitnik. Служба эмоциональной поддержки "Детская линия" представила социальную кампанию "Не дай трудностям вырасти", так как хочет поощрить детей больше рассказывать о своих трудностях близким или "Детской линии", а взрослых — уделять больше внимания и времени беседам с детьми.
Компания провела социальный эксперимент: каждый из трех известных певцов (Мерунас Витульскис, Вилия Матачюнайте и Донатас Монтвидас) встретились с 15-ю подростками и каждому из них задали по четыре вопроса о пережитых этими детьми трудностях.
Свои ответы юные участники записали на листках и опустили их в одну емкость. Для того чтобы добиться анонимности детей, их попросили прочитать вслух не свой написанный ответ, а другого ребенка. Дети перед камерой читали воспоминания каждого о самых тяжелых жизненных ситуациях, делились чувствами, пережитыми тогда и своими ожиданиями поведения взрослых.
Переживая развод родителей, потерю близких людей, болезненные события, конфликты с друзьями, предательство друзей, перемену школы, различные страхи и трудности, дети рассказывали о том, что они чувствовали себя одинокими, униженными, испуганными, злыми. Многие винили себя, им было "грустно и страшно", а некоторые признались, что даже думали о самоубийстве.
Когда у детей спросили, как в этих сложных ситуациях вели себя их близкие, часть детей вспоминали, что родители пытались их пожалеть, волновались за них, говорили "ничего страшного, все образуется". В то же время немалое количество детей признались, что о своих переживаниях они ничего не говорили своим близким: "Я об этом ничего не говорил, молчал", "старался все скрыть, потому что мне было очень тяжело".
И все же на вопрос, чего же они в то время хотели бы от близких, дети открыто ответили: "Больше всего хотелось поддержки", "помощи", "очень хотелось, чтобы они помогли", "чтобы меня поддержали", "понимания и сочувствия", "чтобы меня просто обняли".
Юргита Смилте Ясюлене, психолог "Детской линии", отмечает, что пишущие или звонящие на "Детскую линию" дети часто признаются, что членам семьи или учителям не рассказывают о своих тяжелых переживаниях, не осмеливаются, боятся их неподходящей реакции, не знают как начать разговор.
"В то же время детям не всегда удается преодолеть трудности или решить проблему, и поэтому эти трудности растут, увеличиваются в количестве, а переживания детей все усиливаются и могут привести к деструктивным мыслям и действиям. Поэтому очень важно поощрять ребенка, чтобы он делился своими переживаниями и искал помощи", — говорит Ясюлене.
Психолог призывает взрослых, находящихся рядом с детьми, чтобы они были более восприимчивы к детским чувствам, замечали изменения в поведении своих детей и как можно больше общались с ними, выслушивали то, что дети говорят о своих чувствах и ситуациях, в которых эти чувства возникают.
"Давайте стараться избавляться от часто произносимой нами, взрослыми, фразы "Почему ты мне не рассказал об этом раньше!?" и вместе с ребенком преодолевать все его трудности, пока они не увеличились", — говорит Ясюлене.