ВИЛЬНЮС, 18 янв — Sputnik. Обновленный проект Национальной стратегии безопасности утвердил вчера Сейм страны. Его подготовило еще прежнее правительство — в Стратегию были внесены изменения и дополнения с учетом ситуации в Литве.
- Последний раз стратегия Национальной безопасности Литвы пересматривалась пять лет назад. Сейчас подготовлен ее обновленный вариант, который был практически единогласно одобрен Сеймом 17 января.
Как вы считаете, почему именно сейчас встал вопрос о пересмотре Стратегии?
— Содержание любых нормативных документов любого государства пересматриваются тогда, когда меняется ситуация в регулируемой ими сфере. Этому правилу, безусловно, подчиняется и стратегия национальной безопасности Литвы.
- В Стратегии проблемой номер один для Литвы названа Россия. Точнее, конвенционная военная угроза, которую, по мнению авторов Стратегии, представляют "подготовка и воля России к использованию военной силы для достижения своих целей, концентрация и развитие ее военных мощностей по соседству с Литвой, а также недостаточно прозрачная и демонстрирующая силу военная деятельность у границ Литвы и других государств — членов НАТО".
Объективная ли это угроза, по вашему мнению, и действительно ли военная деятельность России на границе с Литвой является "недостаточно непрозрачной", "демонстрирующей силу"?
— Любое ощущение угрозы — это субъективная оценка объективных обстоятельств. А любая военная активность соседа будет представляться вам недостаточно прозрачной, особенно если вы этому соседу не доверяете.
Россия, как ранее СССР, действительно имеет достаточно возможностей для уничтожения всей европейской группировки НАТО. Иметь возможность — не значит иметь намерение, но стоит ли опасаться таких российских возможностей — личное дело Литвы. Равно как ее личным делом является форма реакции.
Чтобы изменить ситуацию, субъективно оцениваемую как угрожающую, можно звать на свою территорию новые контингенты НАТО, а можно попытаться снизить напряженность во взаимоотношениях с Россией, хотя бы путем прекращения антироссийской риторики на государственном уровне.
- Согласно Стратегии Россия угрожает Литве еще и в связи с "развитием небезопасной ядерной энергетики вблизи границ страны". Очевидно, речь идет об Островецкой АЭС, которую Беларусь строит на своей территории при помощи России.
На ваш взгляд, есть ли способ убедить Литву в безопасности БелАЭС, соблюдении всех требований МАГАТЭ при строительстве станции — соответствующая работа ведется Россией и Беларусью?
— Нет такого способа. Это политический выпад. Литва в свое время ради вступления в ЕС ликвидировала свою Игналинскую АЭС и стала энергодефицитной страной. После достройки Островецкой АЭС она будет давать самую дешевую энергию из всего спектра предложений для Литвы.
Представляете, как будет выглядеть литовское правительство, ликвидировавшее собственную АЭС, дававшую возможность экспортировать электроэнергию в Беларусь, для того, чтобы начать закупать белорусскую электроэнергию, выработанную новопостроенной АЭС.
- В списке угроз и опасностей, изложенных в Стратегии, также значится "уязвимость экономики Литвы". Премьер Литвы Саулюс Сквернялис на днях заявил о том, что оградительный забор, который Литва планирует возвести на границе с Калининградской областью России, необходим именно для того, обеспечить экономическую безопасность страны.
Как вы оцените эффективность подобных мер?
— Экономика Литвы не просто уязвима. Она существует только до тех пор, пока взаимодействует с российской. Других вариантов просто нет.
Поэтому сейчас, в результате безумной русофобской политики всех прибалтийских режимов (включая литовский) экономика Литвы и Прибалтики в целом умирает, а население бежит из этих стран. Забор, конечно, может помешать бегству людей (хоть даже Берлинская стена не всех смогла удержать), но экономику не спасет.