ВИЛЬНЮС, 4 янв — Sputnik. Клайпедский государственный морской порт в канун Нового года поставил блестящий рекорд: впервые за всю историю годовой грузооборот достиг 40 миллионов тонн. Вырвавшись, тоже впервые, в лидеры среди стран Балтии в 2016 году, клайпедские портовики и в 2017 году не собираются уступать занятых позиций, планируя рост грузопотоков еще на 1,5%, сообщает "Литовский курьер".
В чем секрет успеха, если в портах у наших соседей, Латвии и Эстонии, наблюдается резкий спад грузооборота?
"Действительно, в Рижском порту спад грузов составил три миллиона тонн (10%), в Таллинском — свыше двух миллионов, в Вентспилсском — четыре миллиона тонн", — подтверждает директор по маркетингу и общим вопросам дирекции Клайпедского порта Артурас Друнгилас.
"У нас прирост по грузам один миллион 700 тысяч тонн, и мы достигли годового 40-миллионного грузооборота, хотя стратегическим планом было предусмотрено перегрузить в 2016 году 39 миллионов 400 тысяч тонн", — добавляет он.
Друнгилас назвал несколько основных причин, повлиявших на такое положение. Первая — Клайпедский порт не зависит от российских грузов в такой степени, как порты Латвии и Эстонии. В этом году доля российского транзита составила у нас всего около 5% от общего грузооборота.
Между тем, по информации главы Латвийской ассоциации портов Карлиса Лейшаклнса, в портах Латвии российские грузы, в основном уголь и нефтепродукты, занимают 70% грузооборота. Похожая картина и в Эстонии.
"Дело в том, что мы начали искать альтернативу российскому транзиту, начиная с 2000 года, когда Россия подняла железнодорожные тарифы для грузов, шедших на Литву или через нее, и начала диверсификацию грузов на свои порты", — пояснил Друнгилас.
"Тогда мы и занялись активным поиском новых рынков, особенно близких нам географически. Стали строить специализированные грузовые терминалы. Через какое-то время удалось привлечь в Клайпедский порт белорусские удобрения и нефтепродукты. Через нас идет на экспорт и белорусская колесная техника, не требующая от порта особой специализации. Сегодня доля белорусского транзита составляет большую часть портового грузооборота (более трети — Sputnik)", — отметил директор по маркетингу.
Необходимо отметить, что в 2000-м, россияне долго уговаривали Литву предоставить льготный железнодорожный тариф на грузы, следовавшие через Литву на Калининград, обещая льготный тариф и на грузы, шедшие на Клайпедский порт. Однако литовская сторона была непреклонна, хотя ее тарифы были на порядок выше.
Но зато сегодня Клайпедский порт практически не задевает российская политика переориентации своих грузов на собственные порты, от которой так страдают порты Латвии и Эстонии.
"С Россией вообще работать нелегко, но латвийские портовики, видимо, надеялись на то, что россияне, инвестировав в латвийские портовые терминалы, обеспечат их и грузами. Такие же надежды питали и эстонские портовики и не искали новые рынки. Не прогнозировали свое будущее, не предусмотрели альтернатив", — констатировал Друнгилас.
Среди других причин Друнгилас упомянул общее снижение экспорта нефтепродуктов и угля из России на Запад, а также два года взаимных санкций, что, безусловно, повлияло на работу портов Восточной Балтики. Но санкции коснулись в основном мороженых продуктов, которых Клайпеда переваливает на Россию всего 1%.