ВИЛЬНЮС, 31 дек — Sputnik. 25 августа 72-летний литовец Йонас Юкнюс и 47-летний кыргызстанец Союзбек Салиев на одномоторном самолете Mooney Ovation-2 отправились из Кыргызстана в путешествие вокруг земного шара, рассчитанное на 50 дней. Для выполнения длительного перелета самолет был специально переоборудован в Европе.
Летчик-путешественник Салиев был капитаном судна, Юкнюс — штурманом.
Полет выполнялся в честь 25-летия независимости Кыргызстана, но можно с уверенностью сказать, что окончание кругосветки Юкнюса и Салиева стало предметом гордости не только для жителей Кыргызстана, но и всей Литвы.
Перелет длился 64 дня. Протяженность маршрута по "великому кругу" (воздушный путь вдоль экватора) составила 46,7 тысячи километров.
Экипаж пересек три океана — Индийский, Тихий и Атлантический, Африку, Южную Америку, Океанию, Азию и совершил 20 посадок в разных странах с целью дозаправки.
В пути случались задержки. Так, в Кот-д'Ивуаре путешественники провели десять дней, отчасти из-за нелетной погоды.
"Мы попали туда в период сильных дождей. К тому же, когда летели из Судана над Сахарой, фильтры самолета наполнились красной пылью. Лететь дальше было опасно — пришлось заказать новые масла и ждать их доставки. Еще надо было привести в порядок кое-какие документы, ведь нам приходилось получать визу в каждой стране пребывания", — вспоминает Салиев.
Летчики признались, что когда в конце путешествия после почти 12-часового перелета они увидели землю, радости не было предела, а "усталость куда-то ушла".
"Под нами была такая красота! Десятки, может, даже сотни лагун… Жаль, что не было возможности это сфотографировать. Приземлились мы, когда уже темнело, в аэропорту бразильского города Ресифи", — рассказывает Салиев.
В аэропорту Бишкека "Манас" вернувшихся из кругосветки летчиков ждала теплая встреча. Для самолета путешественников был приготовлен водный салют, а для покорителей неба — цветы, крепкие объятья, национальные угощения и подарки.
Два литовских байкера за два года планируют покорить на мотоциклах пять континентов>>
Теперь летчики планируют полет в Боливию.
Мечта воздушного волка
Йонас Юкнюс — профессиональный пилот с большим стажем, который совершал длительные перелеты. Так, Атлантический океан на одномоторных самолетах он пересекал, по меньшей мере, четыре раза. В первый раз — в 1993 году, когда отмечали 60-летний юбилей перелета, который совершили через Атлантику литовцы Степонас Дарюс и Стасис Гиренас на самолете "Литуаника".
Когда Юкнюс перевозил пассажиров на самолетах Ан-2, An-24, Як-40, он задумался о том, чтобы облететь вокруг земного шара. В 2012 году пилот вместе с предпринимателем и авиатором Игнасом Кривицкасом воплотил свою мечту. Мужчины стали первой литовской командой, которая совершила кругосветное путешествие на одномоторном самолете. Кроме того, Юкнюс и Кривицкас стали одними из 326 жителей планеты, которые совершили кругосветное путешествие на одномоторном самолете.
Полет литовцев длился 43 дня. Летчики дважды пересекли экватор, а протяженность их маршрута превысила 37 тысяч километров. Международная федерация аэронавтики в Лозанне (Швейцария) подтвердила кругосветный "статус" этого полета только в 2013 году — прислала пилотам дипломы и значки с алмазом.
Вылет состоялся из города Штраубинга (Германия). Самолет полетел на восток и от экватора в среднем отдалился на 220 километров к северу. Несколько раз летчикам приходилось отдаляться от экватора на очень большое расстояние. Так, когда Юкнюс и Кривицкас стартовали и финишировали в аэропорту Штраубинга, от экватора они "ушли" на 5 419 километров. Кроме того, чтобы облегчить полет над Андами, летчики отдалились на 4 588 километров на юг.
О намерении мужчин облететь вокруг земного шара знали только их близкие. У летчиков при себе был спутниковый телефон, по которому они могли сообщить диспетчерам свои координаты, а также аварийный приводной передатчик (ELT), который мог автоматически установить место нахождения самолета и выслать информацию в случае несчастья. Во время полета литовцы питались по-спартански — хлеб, орехи, сухофрукты, печенье и около пяти литров воды на один отрезок пути.
С начала прошлого века кругосветное путешествие на одномоторном самолете совершили более 200 летчиков.