ВИЛЬНЮС, 26 дек — Sputnik. Опрос, проведенный в Литве европейской компанией ERGO Insurance, показывает, что водителей на наших дорогах подстерегала не одна ситуация, которая заставляет их реагировать особенно эмоционально, сообщает Литовский курьер. Больше всего водителей выводят из себя наглые участники дорожного движения, не соблюдающие правил скорости.
"Мы проводим за рулем немало времени. Культура движения — важная часть качества движения, которая предопределяет не только настроение участников дорожного движения, но и общее состояние аварийности", — говорит Раймондас Беляускас — руководитель отдела администрирования ущербов транспортных средств ERGO Insurance в Литве.
"Не зря в таких странах, как Швеция, Германия и Голландия, в которых водители отличаются высокой сознательностью, даже при высокой эффективности движения фиксируется относительно мало дорожных происшествий, ранений и смертей", — полагает он.
Психолог Мария Багдонене, которая ведет дополнительные занятия для совершивших нарушения водителей, указывает, что эмоции играют важную роль при принятии решений на дороге. "Различные исследования показывают, что из-за большого эмоционального напряжения снижается способность водителя быстро принимать соответствующие решения и, соответственно, повышается вероятность нарушения Правил дорожного движения. Испытываемые водителем тревога, стресс могут способствовать снижению качества управления, а злость и раздражение превращаются в рискованное управление транспортом", — говорит психолог.
Опрос водителей
Чтобы выяснить установки и поведение участников дорожного движения, ERGO Insurance опросила по всей стране 1000 водителей, чтобы выяснить, как они ведут себя за рулем, а также какие дорожные ситуации больше всего выводят их из себя и как они их решают.
77% водителей во время опроса утверждали, что на дороге они не ведут себя более агрессивно, чем обычно в жизни. Остальные признались, что склонны погорячиться.
"Зачастую более агрессивно, чем обычно, настроенные водители из-за такого поведения склонны винить других участников движения. Таких набралось 18%. Еще 3% связывают это со своим эмоциональным состоянием — мол, поступают так, когда у них бывает плохое настроение. И только небольшая часть — 2% — признает, что они на дороге ведут себя более агрессивно, чем обычно", — подытоживает данные опроса Беляускас.
У водителей также спрашивали, какие ситуации их чаще всего раздражают. На этот вопрос можно было выбрать не один ответ.
Больше всего участников движения раздражали водители, нагло перестраивающиеся с других полос и тем самым создающие аварийные ситуации (83% ответов); резко увеличивающие скорость и тормозящие водители (59%); пешеходы, пытающиеся перейти улицу в не положенном месте и не на разрешенный свет светофора (55%); безответственные водители велосипедов и мотоциклов (48%); пробки и блокируемые перекрестки (36%); слишком медленно едущие водители (30%); участники движения, превышающие допустимую скорость (24%); автомобили, едущие по автобусной полосе (16%).
"На примере результатов опроса и наиболее часто встречающихся ситуаций мы видим, что участники движения не терпят нарушителей и их поведение. Часть таких раздражающих ситуаций довольно типична для больших городов в часы пик, когда и без того хватает стресса", — комментирует представитель ERGO Insurance в Литве.
Психолог Багдонене говорит, что большинство водителей согласны и признают, что культура движения — необходима.
Даже водители, которые сами склонны нарушать правила, обычно отрицательно отзываются о других рискованных водителях.
Большая часть реагирует на нарушения так, как это предусмотрено в Правилах дорожного движения, — звуковым сигналом (31%). Еще 33% позволяют себе резкие эмоции и всячески ругают виновников аварийной ситуации.
"К сожалению, часть водителей, видя ведущих себя по-хулигански других участников движения, поступает аналогично: 4% респондентов утверждают, что обгоняют нарушителя и притормаживают перед ним, еще 2%, опустив стекло, осыпают бранью виновника ситуации", — говорит Беляускас, напоминая, что такое поведение не только некультурно, но и вызывает опасность для всех участников движения, а также за такое поведение предусмотрены штрафы.