Очень скоро схлынут все эмоции, связанные с выбором "слуг народных", остынут "праведный пыл" и желание перемен. Улягутся страсти, затихнут обсуждения, дискуссии, дебаты. Литва войдет в привычный рутинный ритм. Снова на первый план в жизни избирателя выйдут каждодневные бытовые проблемы. Снова вернется привычка поругивать власти — тех самых, кого недавно сами избрали.
А в это время отдельно, на каком-то другом — газетно-телевизионном уровне — будет существовать политическая жизнь. Там будут проходить бурные обсуждения каких-то законопроектов, понятных лишь тем, кто их создает; там будут случаться разоблачения и громкие скандалы, за которыми в перерывах между сериалами будет с энтузиазмом следить обыватель.
"Встреча" этих двух форм жизни произойдет ровно через четыре года — во время очередных выборов. И тогда снова, разочаровавшись в прежних лицах, литовский избиратель будет искать новые или хорошо забытые старые.
Эта игра "Выбери меня!" будет неизменно повторяться и длиться бесконечно, но в принципе ничего не изменит. Потому что литовцы выбирают одних, а управляют государством все те же.
Новые парламентские выборы по сути не стали новым явлением, хотя принесли свои сюрпризы. Старая власть надоела, поэтому свергнута — демократическим путем.
Выбор сделан: народ Литвы отказал в доверии традиционным партиям >>
Народ и в этот раз сделал ставку не на программу (хотя все партии пишут их грамотно и толково), не на опыт, а на эмоции. На сей раз избранником стал Союз крестьян и зеленых вкупе с главным экс-полицейским страны (Саюлюсом Сквернялисом — Sputnik), стоящим во главе списка. Почему этих "крестьян" и "зеленых" выделили из прочих — не "зеленых" и не "крестьян"?
Ответ будут искать политологи, эксперты и журналисты и, скорее всего, найдут и обоснуют, но это уже будет неважно, потому что пройдет время и снова все обернется недоумением.
Народ не прощает ошибок, а их не избежать никому, поэтому партии-однодневки в Литве всплывают и тонут, а у руля посменно — консерваторы и социал-демократы.
Такая система сложилась и ее не изменить, потому что только эти две партии накопили нужный опыт управления страной и нужны друг другу как противовес, который по очереди вскидывает на поверхность политической жизни, как на качелях, то тех, то этих.
И как бы названные партии не пытались заверить избирателя, что изменились и очистились, как бы ни старались обновить лица и лозунги, их суть остается неизменной, как и восприятие народом консерваторов и социал-демократов.
Второй эшелон власти более подвижен. На этом уровне всегда есть шанс стать "третьей силой" и прорваться временно во власть, при условии правильно выбранных политтехнологий. Здесь всегда будут цениться либо харизматические личности, либо жертвы произвола, либо откровенные диссиденты. Одних выносят на поверхность обстоятельства, других четко спланированная ситуация.
Насколько долог полет нынешних фаворитов народа, пока трудно сказать. Политологи отмечают неоднородность состава Союза крестьян и зеленых, хаотичность предложений, частную смену мнений.
Выбор ими социал-демократов и консерваторов в качестве потенциальных коалиционных партнеров трудно объясним и даже кажется провокацией. Либо они задумали новый литовский гамбит, либо не знают, что делать с властью.
И может статься так, что, перемудрив с фланговыми маневрами, аграрии останутся в меньшинстве. А право управления страной окажется снова у тех, кто четыре года в оппозиции терпеливо ожидал своего часа.
Ландсбергис был готов приступить к формированию коалиции уже 23 октября >>
И тогда "главный Внук страны", глава консерваторов Габриэлюс Ландсбергис, получив штурвал, подмигнет: "Спасибо деду (имеется в виду Витаутас Ландсбергис, первый руководитель Литвы — Sputnik) за победу!". А затем поведет страну привычным курсом, дав возможность отдышаться своим неизменным политическим спутникам, которые временно оказались невостребованными.