ВИЛЬНЮС, 18 сен — Sputnik. Во время праздника осеннего равноденствия 22 сентября в 19:30 на заливе Гинтаро, в Юодкранте, на воде воспламенятся тростниковые скульптуры, сообщает министерство культуры на своей странице в Facebook.
Все лето залив Гинтаро украшали четыре тростниковые скульптуры, созданные художниками Литвы и Латвии.
Отмечая День балтийского единства, эти произведения искусства традиционно превратятся в пламенную инсталляцию. Сожжение скульптур — проводы солнца и дань памяти предкам.
Во время праздника осеннего равноденствия скульптуры превращаются в пламенный спектакль, который привлекает много зрителей. Также праздничная программа предусматривает прощание с солнцем, которое отправляется зимовать, и празднование Дня балтийского единства.
Каждая из скульптур экспозиции имеет свое значение и смысл. О своих произведениях искусств рассказали сами авторы.
"Птица души", автор Арвидас Алишанка
"Морской орел — обитатель Куршской косы. С птицами было связано и множество литовских праздников. Птицы сидят и на вершине Дерева жизни… Лиздейка был найден в гнезде орла… У жямайтийцев есть обычай, после завершения посева, во время Ивана Купалы, на конце длинной палки привязывать пучок различных трав. Такую палку они называют "куполе", — сказал Алишанка.
Скульптура в форме орла сконструирована из палок, которые обмотаны тростником. Длинные палки вбиваются в подводный ил и соединяются со скульптурой.
По словам автора, "Птица души" на заливе Гинтаро словно связана узами с водой. В 13-16 веках племена литовцев и прусов своим богам жертвы приносили и возле моря. Принесение в жертву — сожжение "Птицы души" во время равноденствия — это очищение души, а также метаморфоза смена цикла природы.
"Колыбель", автор Андрюс Сиртаутас
"Это интуитивное произведение и очень сакральное. Использую только один растительный символ", — сказал Сиртаутас.
Растительные мотивы символизировали обновленную жизнь в результате взаимодействия мужского небесного начала и земли.
Балты верили, что в растения также переходят души мертвых: мужчин — в дубы, ясени, березы, женщин — в липы, ели. Поэтому дубовый крест ставили мужчине, и из липы или ели — женщине.
"Ось Земли", автор Мартинас Гаубас
"Дерево для балтов — мотив создания мира, как символ оси, которая центрирует все пространство мироздания", — сказал Гаубас.
Автор отмечает, что дерево объединяет различные космические сферы и дает возможность человеку через него связаться с теми сферами. Дерево вырастает из первичного мира воды, объединяет пространство проживания людей с небом.
"В композиции представлен плавающий остров, на котором растет дерево мира. Остров удерживает дерево. Дерево становится домом жизни", — описывает автор свою работу.
"Птица-цветок", авторы Зигмундс Вильнис и Кристине Ренденице (Латвия)
По словам авторов, была задумка объединить в скульптуре животный и растительный миры.
"Природа — самый большой творец. В данном случае происходило сотрудничество с природой. Как в джазе — находится тема и создается импровизация. В зависимости от погодных условий, открывается дорога для воображения. Один увидит цветок, другой — птицу, кто-то еще что-то другое", — рассказывают авторы о своем творении.
День Балтийского единства проходит ежегодно 22 сентября. Этот праздник был учрежден в память о важном для Балтийского региона историческом событии — 22 сентября 1236 года Орден меченосцев напал на Литву, но благодаря объединенным усилиям народов Балтии атаку удалось отразить. Орден был разбит.
День Балтийского единства служит примером для будущих поколений, напоминая о том, что общими усилиями можно победить любого врага.