Дмитрий Косырев, специально для Sputnik.
Мы говорим о скандале, который возник и утих, но сейчас вот-вот взорвется снова. Это о том, что поисковая система Google подыгрывает Хиллари Клинтон в ходе предвыборной кампании, попросту занимается тайной и очень подлой обработкой мозгов.
И самое интересное здесь то, что дело далеко не только в Хиллари: нынешняя кампания угрожает взорвать изнутри многое, если не все то, на чем стоит западная цивилизация. Потому что если она стоит на мошенничестве, то это кому-то может, кто знает, не очень понравиться.
Наша прелесть
Начиналось все с видео — фигурирующий в нем некто Мэтт Либерман показывает, что гугловский поиск выдает очень странные и очень комплиментарные для кандидата от демократов подсказки, а этого никак не может быть случайно. И еще в этом видео есть объяснения того, почему это так: обрисовываются давние связи владельцев именно этой компании с партией демократов, лично с семьей Клинтонов, а также с Пентагоном и т.д. Да, это видео можно посмотреть.
Речь здесь о вроде бы маленькой и приятной штуке, называемой autocomplete, или автоподсказкой, которая всего-то нужна для экономии нашего времени при поиске. Начинаете вы печатать запрос "пушкин п…", а поиск уже угадывает ваше желание, дописывает: "поэт" (а не одноименный город). Но если вы продолжаете так: "пушкин пис…", то вам подскажут не "писатель", а "письма к жене". По той простой причине, что большая часть запросов идет именно на этот предмет. Хотя строчкой ниже выскочат и другие варианты подсказок.
Все поисковые системы это делают. Но в случае с Хиллари были замечены странности: допустим, обругал ее Дональд Трамп преступницей, это сегодня главная новость, вы хотите узнать, что он, дословно, сказал.
Набираете "Хиллари пре…", и у вас появляется несколько вариантов, только каких-то странных. "Президент", да хоть "прелесть", только не то, что вам надо.
Это я, естественно, объясняю в пересказе на русский, но история подлинная. В английском варианте речь шла о предъявлении Хиллари обвинений (indictment), а Google уводил ищущего куда угодно, вплоть до отношений ее с Индией.
Почему этого не может быть: потому что автоподсказка должна работать тупо и автоматически. Если большая часть людей сегодня ищет что-то насчет преступления Хиллари, и никому не интересны ее взаимоотношения с Индией, то функция должна учитывать это в режиме реального времени и соответственно реагировать. Кстати, в других поисковиках — Bing или Yahoo — все было нормально. А у гугловцев — нет.
Вывод единственный: кто-то в корпорации помогает Хиллари, вручную или создав соответствующую программу.
Кстати, догадайтесь, какие подсказки выдавались именно гугловцами в отношении не только Дональда Трампа, но даже и Берни Сандерса — демократического соперника Клинтон.
В режиме спецоперации
Скандал этот вспыхнул еще весной, но корпорация Google заявила, что ничего подобного не было, кому-то приснилось. И все затихло.
И тут оказывается, что все это время работала исследовательская группа, которая доказала: все не просто было, а оно было гораздо хуже, чем все думали.
Здесь была проблема с тем, чтобы поймать мошенников за руку, найти доказательства. Дело в том, что информационная картина все время меняется, надо успевать зафиксировать то, что вызывает у тебя подозрения. И еще — поисковые системы держат всех и каждого под колпаком, анализируют, какие запросы этот конкретный человек (компьютер) делает, и потом подстраивает под эти запросы свою автоподсказку. В итоге в каждый момент у каждого человека на экранах все разное.
И тогда группа исследователей во главе с Робертом Эпстайном из Калифорнии начала работать в режиме спецоперации. Выходила в поиск с самых разных компьютеров и везде делала скрин-шоты.
Кстати, Эпстайн — тот человек, на основании чьей еще прошлогодней работы снял свое видео Мэтт Либерман. А еще Эпстайн доктор психологии — психологии человеческого поведения. Поэтому он не только ловит Google за руку, он еще квалифицированно выясняет, какими могут быть последствия подобных "подсказок" для поведения тех или иных групп избирателей.
Наука — дело долгое, Эпстайн собирался выпустить свое расследование зимой. Но, понимая, что президентские выборы — в ноябре, публикует доклад сейчас. Это большой документ, надо читать его целиком, но там говорится, например, что гугловские игры могут повлиять на решение трех миллионов избирателей о том, за кого голосовать. Это очень много в нынешней американской подвешенной ситуации.
Речь идет о тех, кто сначала не мог принять решения и понадеялся на интернет, на то, что он сделает человека более информированным. В некоторые социологических группах так можно повлиять на 80% их состава.
Еще доказывается вне всяких сомнений, как подсказки объясняли публике, что "Хиллари выигрывает", "Хиллари великолепна", что нагуглить знаменитое словосочетание "Хиллари — жулик" (crooked) без боя невозможно, что ответ на запрос "когда выборы?" сопровождается известно чьей фотографией…
Не преступление, но мерзость
Так это все были еще пустяки. А вот дополнительные выводы этого исследования: существует "манипуляционный эффект поисковых систем" (SEME), то есть подсказки водят вас по поиску, "как пса на поводке".
Особенно с учетом того, что это уже не "опция", вы не можете отключить такую функцию, разработчики об этом позаботились. И чем бы ни была автоподсказка раньше, "сейчас ее главная функция — манипулировать" (сознанием и поведением людей).
И это касается не только американских выборов.
Предварительный доклад напоминает нам, что "поскольку у Google 90% поисковых возможностей по всему миру… мы считаем, что SEME определял итог 25% выборов по всему миру в последние годы, и влияние его на выборы растет с каждым годом".
Вспомним, как продвигала госсекретарь Хиллари Клинтон "свободу интернета" в глобальном масштабе… Так что речь уже не только о ней, и не об исходе нынешних выборов. Скандал имеет все шансы выйти за пределы США и стать именно глобальным.
Так случайно вышло, что в последние годы я много писал и говорил о том, как американские, а по сути уже транснациональные корпорации манипулируют сознанием людей по всему миру не только ради политики, а из-за денег.
По сути, насильно меняют потребительские модели миллионов людей, промывая им мозги фальшивками о вреде одних товаров (сахара, допустим) и пользе других, конкурирующих.
При этом издеваются над людьми, сводят их с ума, с помощью активистов натравливают друг на друга… В выборах вы можете не участвовать, думая, что вам позволят жить своей жизнью. Так ведь и этого не получается.
И если вот эта вся мерзость начнет выплывать, так, как сейчас это происходит по поводу гугления Хиллари — тогда развал и моральный крах целой цивилизации будет серьезным. Что можно посоветовать в ожидании этих неприятностей: не давайте себя вести, "как пса на цепочке", проверяйте информацию. Учитесь учиться — всегда.
И последнее. То, что делает Google, не преступление. Законов против этого нет (как их сформулировать?).
Манипуляция сознанием пока юридически мошенничеством не считается. Но вспомним, что речь идет только об одной функции, всего лишь автопоиске, а сколько их там еще…