ВИЛЬНЮС, 25 авг — Sputnik. 72-летний литовец Йонас Юкнюс и 47-летний кыргызстанец Союзбек Салиев на одномоторном самолете Mooney Ovation-2 отправились в кругосветное путешествие из Кыргызстана.
Салиев летит в качестве капитана судна, Юкнюс — штурмана. Мужчины обогнут землю по меридиану. Экипаж намеревается пролететь 46 тысяч километров и совершить 20 посадок в разных странах мира для дозаправки.
Для выполнения длительного перелета самолет Mooney Ovation-2 был специально переоборудован в Европе.
"Самолет небольшой, четырехместный. Задний ряд кресел демонтирован, вместо них установлен дополнительный топливный бак, чтобы пролететь до 4 500 километров. Самый длинный отрезок нашего путешествия — от Чили до острова Пасхи, примерно 4 000 километров. Мы будем лететь на высоте до 4 500 метров, хотя установили кислородную систему, чтобы можно было подняться до 6 000 и выше", — рассказал капитан судна Sputnik Кыргызстан.
По словам экипажа, на таком самолете уже совершались кругосветки. Mooney Ovation-2 достаточно быстрый для своего класса и имеет большую дальность полета.
Мечта воздушного волка
Йонас Юкнюс — профессиональный пилот с большим стажем, который совершал длительные перелеты. Так, Атлантический океан на одномоторных самолетах он пересекал, по меньшей мере, четыре раза. В первый раз — в 1993 году, когда отмечали 60-летний юбилей перелета, который совершили через Атлантику литовцы Степонас Дарюс и Стасис Гиренас на самолете "Литуаника".
Когда Юкнюс перевозил пассажиров на самолетах Ан-2, An-24, Як-40, он задумался о том, чтобы облететь вокруг Земного шара. В 2012 году пилот вместе с предпринимателем и авиатором Игнасом Кривицкасом воплотил свою мечту. Мужчины стали первой литовской командой, которая совершила кругосветное путешествие на одномоторном самолете. Кроме того, Юкнюс и Кривицкас стали одними из 326 жителей планеты, которые совершили кругосветное путешествие на одномоторном самолете.
Полет длился 43 дня. Летчики дважды пересекли экватор, а протяженность их маршрута превысила 37 тысяч километров.
Международная федерация аэронавтики в Лозанне (Швейцарии) подтвердила кругосветный "статус" этого полета только в 2013 году — прислала пилотам дипломы и значки с алмазом.
Вылет состоялся из города Штраубинга в Германии. Самолет полетел на восток и от экватора в среднем отдалился на 220 километров на север. Несколько раз летчикам приходилось отдаляться от экватора на очень большое расстояние. Так, когда Юкнюс и Кривицкас стартовали и финишировали в аэропорту Штраубинга, от экватора они "ушли" на 5 419 километров. Кроме того, чтобы облегчить полет над Андами, летчики отдалились на 4 588 километров на юг.
О намерении мужчин облететь вокруг Земного шара знали только их близкие. У летчиков при себе был спутниковый телефон, по которому они могли сообщить диспетчерам свои координаты, а также аварийный приводной передатчик (ELT), который мог автоматически установить место нахождения самолета и выслать информацию в случае несчастья.
Во время полета литовцы питались по-спартански — хлеб, орехи, сухофрукты, печенье и около пяти литров воды на один отрезок пути.
Маршрут нынешней кругосветки Юкнюса с Салиевым рассчитан на 50 дней. Приблизительная дата возвращения в Кыргызстан — середина либо конец октября. Полет выполняется в честь 25-летия независимости Кыргызстана, но можно с уверенностью сказать, что окончание кругосветки Юкнюса и Салиева станет предметом гордости не только для жителей Кыргызстана, но и всей Литвы.