ВИЛЬНЮС, 12 авг — Sputnik. Решение заменить корпус реактора на Белорусской АЭС, которая строится в Островце, — сугубо политическое, но оно все равно не устроит соседей республики, в частности Литву, полагают эксперты.
Инцидент с падением корпуса реактора произошел на стройке БелАЭС в июле, однако стало известно об этом через несколько недель. Позже президент Беларуси Александр Лукашенко обещал, что в случае обнаружения "любой царапины" страна откажется от корпуса реактора.
Российская госкорпорация Росатом выразила готовность заменить его на корпус для реактора второго блока, однако предупредила, что такое решение приведет к некоторому сдвигу графика завершения сооружения энергоблока. 11 августа Министерство энергетики Беларуси направило российской стороне уведомление о решении заменить корпус реактора №1 БелАЭС.
"Замена — наилучшее решение с точки зрения политики и влияния на общественное мнение. Несмотря на то что реактор следовало внимательно изучить, прежде чем менять, подобное решение белорусских властей — это политический реверанс в сторону соседей", — заявил Sputnik Беларусь председатель Ассоциации экономической энергетики Литвы Юргис Вилемас.
Он также подчеркнул, что проект Белорусской АЭС находится на уровне наивысших мировых стандартов.
"Это современный проект реактора, равноценный, ни в чем не уступающий тем, что есть сейчас на рынке. И конкурентов у России на рынке очень мало", — отметил Вилемас.
В свою очередь доктор физико-математических наук, бывший руководитель лаборатории оборудования ядерных энергетических установок и ресурсосберагальных технологий "ОИЭиЯ-Сосны" Иван Куликов полагает, что литовская сторона все равно не будет удовлетворена решением белорусских властей.
"Литва все равно останется недовольна самим фактом строительства станции, вне зависимости, установят новый корпус или оставят старый. Если бы Литва действовала в экономическом поле, то уже давно можно было бы обсудить варианты сотрудничества. По моему мнению, проект белорусской станции безопасен, строится в строгом соответствии с международными нормами, все делается открыто. Я, к примеру, очень положительно оцениваю запуск первого блока Нововоронежской АЭС, который референтен нашей станции. Может быть, Литва, в конце концов, успокоится, когда увидит, что энергоблок отлично работает", — сказал Куликов.
По мнению Сергея Максименко, профессора НИИ "Институт ядерных проблем" Белорусского государственного университета, принятое Минэнергетики решение — свидетельство ответственного отношения Беларуси к "атомной стройке".
"На каком основании могут быть претензии? Да корпус реактора коснулся земли. Но его же планируется заменить по просьбе белорусов! И это свидетельство ответственного отношения, как со стороны Беларуси, так и со стороны Росатома", — заявил он.
Максименко также отметил, что не Литва должна оценивать строительство БелАЭС — все находится под контролем МАГАТЭ.
"Позиция Литвы — исключительно политика. Конструкции могут быть разными — но стандарты в области безопасности одни и те же. Всего есть несколько производящих компаний и МАГАТЭ ко всем предъявляет одни и те же требования", — сказал профессор.
При этом Максименко подчеркнул, что Росатом — это признанная в мире организация, строит реакторы по всему миру, и вся ее деятельность находится под контролем МАГАТЭ.
Белорусская АЭС, строящаяся при участии России рядом с городом Островец (Гродненская область) в 50 километрах от Вильнюса, будет состоять из двух энергоблоков ВВЭР-1200 суммарной электрической мощностью до 2400 мегаватт.
Для ее строительства выбран проект АЭС-2006 — типовой российский проект атомной станции нового поколения "3+" с улучшенными технико-экономическими показателями, соответствующий самым современным, так называемым постфукусимским нормам безопасности, требованиям природоохранного и санитарно-гигиенического законодательства.
Ввод в промышленную эксплуатацию первого блока Белорусской АЭС запланирован на 2018 год, второго — на 2020 год.