ВИЛЬНЮС, 13 июн — Sputnik, Александр Липовец. Важное место в жизни литовского старообрядчества занимает Каунасский Свято-Никольский храм, который 22 мая отметил свое 110-летие. Сейчас духовным наставником храма является о. Сергий Иванович Красноперов — молодой, энергичный и вдохновленный своей работой человек.
В интервью Sputnik он рассказал о жизни храма и особенностях староверия в Литве. "Во имя любви мы можем от многого отказаться, и тогда мы обретем истинный смысл жизни", — считает он.
— Отец Сергий, чем знаменит ваш храм?
— Нашему храму в этом году исполнилось ровно 110 лет. Он был освящен 22 мая 1906 года, поэтому наша община решила провести знаменательные мероприятия в честь этой даты.
Всего в Литве насчитывается 60 староверческих общин и 52 храма. У нас не самый старый храм, но один из старейших.
Так случилось, что многие храмы горели в годы войны, потом отстраивались. Первый староверческий храм на литовской земле — храм Бобришской общины в Рокишском районе. Триста лет назад туда пришли первые староверы.
Наш каунасский приход достаточно большой: около 1500 исповедников в год, а всего по каунасскому району около 6 тысяч прихожан, несмотря на то, что служба ведется на старославянском языке.
Отмечая такую славную дату, не могу не вспомнить имена тех настоятелей, с которыми тесно связана история существования храма.
Иосиф Иванович Никитин в Каунасской общине прослужил духовным настоятелем более 40 лет. С его именем связаны многие исторические, миротворческие, просветительные и религиозные моменты жизнедеятельности прибалтийского старообрядчества.
Первым настоятелем храма был Афанасий Михайлович Селюгин. Он нес пастырское служение в храме Каунасской общины, пользовался любовью и духовным авторитетом среди прихожан, учил Закону Божьему детей местных староверов в народной школе.
Николай Иванович Козловский стал делегатом 1-ого Всероссийского Собора поморцев 1906 года в Москве и прослужил в общине более 30 лет.
Владимир Диомидович Панцырев, духовный наставник в Каунасской староверческой общине, был большим знатоком крюкового пения и своими знаниями знаменных распевов щедро делился с молодыми причетниками.
Другой наставник, Иоанн Хрисанович Федоров, вышел из староверческой династии Федоровых, четыре поколения которых служили на благо Каунасской общины.
У храма пестрая история. Так, памятен пожар, во время которого староверы спасали самое ценное, что у них было и есть — иконы и богослужебные книги. С этими иконами и книгами когда-то пришли сюда их предки, сберегая свою веру и истинное учение.
— Вы сказали, староверию в Литве уже 300 лет. Что же заставляет людей, на ваш взгляд, держаться этой старой веры?
— Вера и держит, именно староверие. Как известно, мы придерживаемся церковных канонов, существовавших до реформы Никона, не принимаем новшеств. Конечно, традиции идут из семьи, из опыта общинной жизни. Мы воспитываем детей так, как воспитывали нас, крестим детей, учим, как учили нас родители, дедушки и бабушки.
— Сейчас модно переходить из конфессиии в конфессию, искать себя, свою религию. Не теряет ли староверческая община людей, подверженных новым тенденциям?
— Абсолютное большинство наших прихожан (98%) — из староверческих семей, но случается, люди узнают о нашей религии и принимают нашу веру. Я знаю около десяти таких человек. Людям нравится, что мы сохранили уникальное солевое пение, которое ведет начало с раннего христианства на Руси. Где-то оно подзабыто, а где-то утрачено совсем.
Впрочем, сегодня очень много "смешанных" семей. Но если молодая пара хочет бракосочетаться в нашей церкви, то оба брачующихся должны быть староверы. Однако в целом наша община уменьшается (по данным переписи 2011 года, в Литве проживают более 23 тысяч староверов, а по данным Церкви, почти 40 тысяч — Sputnik).
Мы не можем противостоять процессам миграции, поэтому с горечью отмечаем, что наша молодежь тоже уезжает. Многие уже покупают за границей имущество и живут там оседло. Но отрадно то, что своих детей креcтить они привозят к нам, туда, откуда сами родом, где их корни. И всегда стараются хотя бы раз в год приехать на исповедь.
— Говорят, в староверческих семьях строгий, даже суровый уклад. Якобы, самое главное — это жить так, как жили их деды, прадеды и прапрадеды. Поэтому не приветствуется посещение кино, телевизор в доме, радио. Наслышаны мы и про Домострой. Так ли это?
— Да, мой дедушка, например, запрещал нам смотреть телевизор, но сегодня трудно быть изолированным от мира, поэтому запреты теряют свою актуальность. Мир меняется, невозможно жить закрытой жизнью, хотя, я знаю некоторые семьи, которые до сих пор придерживаются строгих правил и традиций. Чаще всего это касается подготовки к религиозным праздникам, воспитания детей.
В нашей староверческой среде стараются, чтобы дети для семейной жизни выбирали своего, а не иноверца. Поэтому у нас популярны совместные семейные вечера, действуют воскресные школы. Мы также организуем молодежные лагеря для тех, кому уже исполнилось 18. Там молодежь проводит неделю по церковным правилам. 50-70 молодых людей приезжают со всей Литвы, проживая в лагере, они соблюдают посты, посещают богослужения, кроме того, они там знакомятся, начинают дружить. Так у нас уже 4-5 новых семей образовалось.
Мы стараемся, чтобы староверие сегодня сводилось не столько к отказу от внешней жизни, сколько к соблюдению постов и церковных обычаев. Ведь у нас в году двести дней пост. В посту важно воздержание от веселья, соблюдение спокойной жизни. Но самое главное — это творить добро. Я даже прихожанам своим говорю, что пост заключается не в том, чтобы не есть колбасу, мясо…
В нашей жизни сегодня несложно отказаться от колбасы, более того, сегодня это делают все сторонники здорового образа жизни. Многие покупают овощной салат совсем не по идейным соображением, а вот отказаться, к примеру, от мобильного телефона, от гаджета — это гораздо сложнее. А пост — это ограничение. Это воспитание духа тем, что ты можешь ограничить себя в удовольствии, потому что не в этом суть жизнь.
Кроме того, отказываясь на какое-то время от мобильных телефонов, мы отказываемся и от зависимости, потому что дух должен быть свободен от этих внешних атрибутов. Во время поста нужно стать добрее, проявлять любовь, подумать о ближнем. В жизни самое главное — это любовь. И Бог нам показал эту любовь. Он пришел в этот мир с любовью и оставил нам любовь. Во имя любви мы можем от многого отказаться, и тогда мы обретем истинный смысл жизни.
— В чем, на ваш взгляд, уникальность староверия Литвы?
— Самое главное отличие, что мы здесь являемся традиционной религией. Нас признает государство. Древлеправославная поморская церковь Литвы — это одна из одиннадцати традиционных религиозных общин нашей страны. В России, к примеру, староверие, не является традиционной религией, а считается ветвью православия. Думаю, это в корне неверно. Наша церковь отличается от Русской православной церкви не столько догматикой, сколько богослужением и обрядами, церковной структурой, а также толкованием отдельных элементов Священного Писания.
В целом у нас нет с православной церковью совместного духовного общения, мы существуем отдельно, живем каждый своей общиной, не мешая друг другу. В Литве мы существуем автономно. Высший орган правления нашей Церкви — собор. В Вильнюсе действует Высший совет церкви, который проводит раз в 5 лет. Председателем совета сейчас является вильнюсский духовный наставник Григорий Бояров, а я его заместитель.
На соборе также избирается Духовный суд, который решает различные вопросы. Мы крестимся двумя перстами, признаем только старые иконы, богослужебные книги и обряды, восьмиконечный крест.
Также староверы Литвы не признают священства. Богослужение и религиозные обряды совершают миряне — духовные наставники, избранные из числа рядовых прихожан.
Как известно, первые раскольники стали называться беспоповцами, так как они были уверены, что таинства, совершаемые русским православным духовенством после реформ Никона, лишились Божьей благодати. Поэтому у нас нет рукоположения. Но духовный наставник может совершать два таинства: крестить и исповедовать. Благославлять на брак мы тоже можем, но не как священники. Для заключения законного брака необходимы согласие жениха и невесты, благословение родителей, венчание, свидетели и соответствующий возраст вступающих в брак. Ну а в храме этот обряд сопровождается соответствующими случаю молитвами.
— Почему вы стали духовным наставником?
— Я родился в семье староверов, получил воспитание богобоязненных роджителей, бабушек и дедушек. С детства мне нравилось ходить в церковь, часто ночью мы вставали и всей семьей молилсь. Потом я стал активно посещать воскресную школу при храме.
Духовной семинарии у нас нет. Для того, чтобы стать духовным наставником, нужно знать все обычие, регулярно ходить в церковь, а кандидатуру выдвигает уже духовный отец. Так случилось и со мной: мою кандидатуру выдвинули, поддержали и я стал настоятелем Каунасской общины. Когда мы праздновали 110-летие нашего храма служба торжественная началась в 6 часов утра и длилась до 11.30, так как, кроме торжественного молебна, состоялся еще крестный ход с иконами, крестом и песнопениями вокруг храма.
Отрадно заметить, что на нашем празднике было много гостей, кроме того, мы получили поздравление от премьера Альгирдаса Буткявичюса и каунасского самоуправления.