ВИЛЬНЮС, 9 июн — Sputnik, Александр Липовец. Как убедить европейских и, в частности, литовских цыган устроиться на работу, водить детей в детсады и школы? На этот и другие вопросы пытались найти ответы участники двухдневной конференции по вопросу интеграции ромов в общество, которая прошла в Йонавском и Вильнюсском самоуправлениях.
Свой взгляд на проблему и пути ее решения Sputnik изложила депутат Вильнюсского горсовета, член комитета национальных меньшинств Ромуальда Пошевецкая.
— Ромуальда, проблемами цыган вы занимаетесь давно. Еще будучи корреспондентом и шеф-редактором Первого Балтийского канала, вы не раз бывали в Киртимайском таборе столицы во время оперативных рейдов полиции, посещения табора властями города, общались с обитателями табора. Так можно ли переквалифицировать профессиональную гадалку в ткачиху или официантку?
— Проблема ромов в Литве наболевшая, с этим никто не спорит. Цыгане живут обособленно — по своим законам, в результате они плохо адаптируются, не интегрируют в общество. На рынке труда они не заняты, работодателей зачастую отпугивает национальность, кроме того, у многих ромов незаконченное среднее образование. В их среде приняты ранние браки. Девочек нередко до сих пор отдают замуж в возрасте 14-15 лет, хотя наши законы это запрещают. В таборах, особенно в столичном Киртимай, процветает наркоторговля. Решать эти проблемы за последние годы пытались не раз. Было множество проектов, финансируемых Еврокомиссией, денег уплыло очень много, но воз, как говорится, и ныне там.
— Тем не менее чиновники различных уровней постоянно собирают конференции, пишут различные проекты "по цыганам", под которые выделяются большие средства. Насколько эффективны эти потуги?
— В этом году Вильнюсское самоуправление приняло программу по борьбе с наркоторговлей в Киртимайском таборе, на реализацию которой решено выделить из бюджета около 700 тысяч евро в ближайшие четыре года. В рамках программы предусмотрены различные меры, в том числе и закупка новых видеокамер, работа с детьми, учреждение новых штатных единиц социальных работников, психологов, поддержание в порядке территории табора.
В программе есть интересные решения, но в основном она носит декларативный характер. Лекции о здоровом образе жизни, правильном питании, вреде наркотиков — этими мерами проблему не решишь.
Параллельно департамент нацменьшинств начинает проект по взаимодействию общины ромов и самоуправлений, финансируемый Евросоюзом. Выделяются 68 тысяч евро, на которые в течение года будут готовить консультантов из цыганской общины, которые могли бы посредничать и помогать своим сородичам в решении социальных проблем.
— На что потратят эти средства?
— Так как к проекту подключились пять самоуправлений Литвы, то на выделенные деньги будут подготовлены пять консультантов и проведены три социологических исследования. Кроме того, параллельно подготовлен еще один проект из средств ЕС на сумму почти 900 тысяч евро, который призван решить проблему безработицы среди ромов и вовлечь в рынок труда 40% представителей цыганской общины.
— Вы считаете, что реализовав эти проекты и потратив существенные средства, чиновникам удастся убедить ромов отказаться от торговли наркотиками и поступить на работу за 400-500 евро в месяц?
— В Литве проживает около двух тысяч цыган. Не кажется ли странным, что для решения их проблем выделяются деньги — почти 2 миллиона евро на четыре года, или по 430 тысяч евро в год, которых хватило бы на строительство одной большой фабрики, где они могли бы работать? Между тем, эти немалые средства будут потрачены на обучение, на различные курсы повышения квалификации людей, многие из которых даже не умеют хорошо читать и писать.
Таким образом, расходование выделяемых средств почти невозможно будет проконтролировать. Более того, в результате обучения не появятся новые рабочие места. В итоге, после окончания различных курсов, ромы не смогут найти себе работу. А ведь сейчас даже при приеме на низкоквалифицированную работу требуется аттестат о получении среднего образования, который далеко не у всех ромов имеется, как я уже говорила.
В результате еще одно финансовое вливание ЕС уйдет как вода в песок. Впрочем, иногда создается впечатление, что само освоение средств ЕС для нас гораздо важнее практического решения конкретных задач, в том числе проблемы ромов Литвы.