Российский ученый и космонавт Юрий Батурин в эксклюзивном интервью Sputnik оценил первый пуск корабля с космодрома "Восточный", рассказал о сегодняшних проблемах космической отрасли и поведал, почему его называют "космическим туристом".
— Юрий Михайлович, как вы можете оценить то, что первый старт российской ракеты-носителя с космодрома Восточный дал осечку?
— Я не считаю это осечкой и тем более следствием системных ошибок. Нужно понимать, что тогда произошел первый запуск, был дан первый старт. У всего "первого", в том числе пробных испытаний любой техники, вероятность отказа выше. Потому что первые системы всегда проходят этап обкатки. Когда все наладится, тогда и надежность повысится.
27 апреля на космодроме Восточный не произошло ничего страшного, поскольку автоматика, как ей и положено, определила неисправность, и пуск не произошел. Подобные ситуации, когда автоматика "останавливала" пуск, возникали и раньше, причем не только в России. Они имели место и у американцев, происходили и в пилотируемых, и в непилотируемых пусках ракет. Поэтому то, что случилось на новом российском космодроме, я не считаю ни отказом системы, ни ее осечкой. Это совершенно нормальная работа.
Космические запуски — дело очень сложное и далеко не всегда в этой отрасли обходится без подобных ситуаций.
— И все же президент России Владимир Путин буквально через пару часов сделал очень жесткие заявления, заявив, что "кто-то сменит теплую постель на нары". На ваш взгляд, это следствие "неполадок" в самой космической отрасли?
— Если президент объявил выговоры и строгие выговоры, видимо, у него были серьезные для этого основания, которые мне не известны. Вместе с тем, как мне кажется, выговоры надо давать не за то, что клапан один не сработал, а за то, что в течение многих лет в космической отрасли устранялись и увольнялись профессионалы. А на руководящие должности назначались люди, не имеющие даже технического образования, и более того, не имеющие никакого представления о самой сфере космонавтики – так называемые менеджеры.
Нельзя назначать главным конструктором космических кораблей и ракет человека, который сам не нарисовал ни одного шаблона или чертежа; человека, который ни разу не был ни в одном заводском цехе и проч. Ну, нельзя делать это! Трудно представить (и кажется просто невероятным), что главным конструктором в этой отрасли назначается выпускник МГИМО. Пусть выпускник МГИМО идет в дипломатию, становится послом. Но когда ему поручают делать важнейшие космические системы, чего тогда приходится ожидать?
Вот за все это надо сажать и выговоры объявлять. Но не сейчас и не этим людям.
— Поскольку все в космической отрасли происходило на ваших глазах, то когда, по-вашему, произошел этот так называемый приход менеджеров?
— Я думаю, это началось в конце 90-х годов. Первыми появились пиарщики, которые считали, что главное — не то, что происходит, а как это показать. За пиарщиками пошли другие менеджеры из других специальностей: финансисты и экономисты. И все это происходит уже лет двадцать.
— Юрий Михайлович, на ваш взгляд, удастся ли вновь поставить космическую отрасль на рельсы слаженной профессиональной работы и если да, то что для этого необходимо?
Ситуацию нужно менять кардинально, и стараться успеть сделать это, пока еще остаются специалисты.
— Вы возили в космос первого космического туриста. Получается, вы первый "космический таксист"?
— Да, так нас и называли! Кстати, 28 апреля я посмотрел свежую прессу на предмет того, какие даты отмечаются в этот день. Выясняется, что 28 апреля 2001 года состоялся полет первого космического туриста Денниса Тито — про тех, кто его вез, никто не упоминает. Ну а чего, собственно, их вспоминать? Таксисты они и есть таксисты. (Улыбается.)
— А почему в последнее время в космос перестали летать туристы?
— Это связанно с графиком смены экипажей. Раньше постоянно летали Шаттлы, и американские астронавты доставлялись на станцию в основном этими транспортными кораблями. Был более свободный график. Когда летел новый корабль, который должен был сменить тот, что выработал свой ресурс, на нем были свободные места. В подобных случаях их "заполняли" туристами. Сейчас Шаттлы не летают — туда и обратно космонавты и астронавты из Америки, Европы, России добираются только кораблями "Союз", поэтому свободных мест нет.
— За последние годы противостояния России и США на политической арене единственная отрасль, где сотрудничество не прерывалось — это космическая отрасль. Считаете ли вы, что сотрудничество в космической сфере будет способствовать налаживанию отношений и в других отраслях?
— Самое главное, чтобы сохранялась такая область отношений, где ничто не прерывается, где нет места политическим и экономическим санкциям. Если такая область есть, то всегда остается надежда, что она начнет расширяться, затрагивая другие сферы.
Самое главное, чтобы область возможного роста благоприятных, добрососедских отношений сохранялась. Сейчас такой областью действительно является космонавтика — мы все зависим друг от друга в этой области, и судьба каждой страны в космонавтике зависит от другой страны.
— Юрий Михайлович, собираетесь ли вы еще раз в космос?
— Здоровье мне позволяет это сделать, но пришли молодые ребята с хорошей подготовкой и отнимать у них шанс будет неправильно. Всему свое время. И если такое предложение мне будет сделано, то я, конечно, соглашусь.