Минэнерго Литвы разработало законопроект, который призван снизить стоимость поставки сжиженного природного газа (СПГ) на Клайпедский терминал. Ожидается, что это позволит сэкономить потребителям около 20 миллионов евро в год.
Правительству предложат сократить необходимое число грузов назначенного поставщика до двух в год.
В ведомстве отмечают, что в 2020 году обслуживание терминала СПГ обошлось потребителям газа в Литве и пользователям газовой системы примерно в 58 миллионов евро. Из них около 25 миллионов – это затраты на поставку необходимого количества природного газа на терминал СПГ и компенсация операционных убытков назначенного поставщика.
В интервью Sputnik Литва ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков заявил, что непонятно, почему Литва стала жаловаться именно сейчас, когда в нынешнем году было выгодно покупать партии СПГ на спотовом рынке, поскольку в долгосрочных контрактах с Норвегией цена указана и не меняется.
"Вполне возможно, что здесь нынешнее руководство Литвы пытается смягчить реакцию граждан, объяснить им, почему качество жизни снижается, и главное – пообещать его выправить. В реальности ничего с этим СПГ-терминалом не сделаешь. Во-первых, потому что у них есть долгосрочный контракт с Норвегией", – сказал он.
Что касается поставок американского СПГ, то Юшков считает, что балтийская республика выступает в качестве рекламы, поскольку самих танкеров с топливом из-за океана было не так много.
"Если посмотрим количество поставок, то на такие политически основанные поставки приходится не очень много. Они сейчас пытаются купить наиболее дешевые партии СПГ, если мы говорим о тех партиях, которые не относятся к долгосрочным контрактам. Они в России покупают много СПГ. У нас есть в Высоцке малотоннажный завод, оттуда постоянно идут партии в Литву. Они даже покупали у нас с Ямала, у компании "Новатэк". Просто потому что по рыночным ценам это было выгодно. Они сейчас такую стратегию имеют и все равно остаются в убытках. Тут, как ни крути, все равно история с СПГ-терминалом очень затратная", – рассказал эксперт.
Одним из серьезных факторов затрат Литвы на терминал Юшков называет то, что Вильнюс арендует регазификационное судно, а не владеет им. По его словам, республика сама поставила себя в невыгодное положение.
Кроме того, Юшков считает, что сама новость направлена на внутренних потребителей, чтобы успокоить граждан Литвы.