Министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что взаимные претензии по газу России и Украины будут обнулены 1 января 2020 года.
Неделю назад стороны подписали протокол о договоренностях по транзиту газа. Урегулирование судебных споров стало частью соглашения. Для продолжения транзита "Газпром" заключит с "Оператором ГТС Украины" межоператорское соглашение, а с "Нафтогазом" – договор по бронированию мощностей для транспортировки.
В интервью Радио Sputnik ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков рассказал, что у сторон не останется взаимных претензий по контрактам 2009 года.
"Все те пункты, которые были прописаны в межправительственных протоколах, будут выполнены. Первый пункт – отказ от зависимых претензий. Никаких новых претензий стороны также обязуются друг другу не выдвигать. В основном это судебное разбирательство по поводу контрактов, действующих на прокачку и поставку газа в 2018 и 2019 годах. Потому что предыдущие решения Стокгольмского арбитража касались контракта с 2009 года по 2017 год включительно. Там, где "Газпром" проиграл в итоге. Плюс "Газпром" отказывается оспаривать решение по договору о транзите шведского суда в апреле 2020 года и, получается, обязуется выплатить "Нафтогазу" 2,9 миллиарда долларов, и далее "Нафтогаз" отзывает все свои иски о принудительном взыскании во всех инстанциях Европы. Получается, что у сторон не останется взаимных претензий в рамках двух контрактов от 2009 года на поставку газа и транзите газа", – сказал эксперт.
По словам Юшкова, роль украинского концерна до сих пор не ясна и к самим договорам остается много вопросов.
"Вероятность выполнения [договоренностей] очень высока. Одновременно стороны подписывают контракт на транзит газа. "Газпром" – с "Нафтогазом", "Нафтогаз" – с новым оператором ГТС. Не совсем понятна роль "Нафтогаза" в этой всей истории. Почему он выступает в качестве какого-то посредника? Потому что украинцы заявляют, что они имплементировали европейское законодательство – Третий энергопакет. Третий энергопакет как раз-таки не подразумевает никаких посредников. Поэтому откуда берется "Нафтогаз", в чем его роль, почему мы должны еще и ему деньги платить – не совсем ясно. И не совсем ясно, он посредником будет выступать только в 2020 году, а дальше напрямую контракты или же он на пять лет будет посредником? Вопросов к договорам остается довольно много", – заявил эксперт.