Страннее, чем Грибаускайте. Президент Литвы теряет "дипломатические берега"
© Photo : LIETUVOS RESPUBLIKOS PREZIDENTĖПрезидент Литвы Даля Грибаускайте встретилась с новоизбранным президентом Гитанасом Науседой
© Photo : LIETUVOS RESPUBLIKOS PREZIDENTĖ
Подписаться
Президент Литвы поддержал мысль главы США Джо Байдена о том, как можно назвать российского лидера Владимира Путина. Как это оценить?
Некоторое время назад президент США Джо Байден согласился с заявлением о том, что российский лидер Владимир Путин является "убийцей". Следует отметить, что когда аналогичный вопрос был задан министру иностранных дел Германии, то он был не столь категоричен. Между тем премьер-министр Украины поддержал позицию президента Америки. В этом контексте было интересно узнать, что скажет Гитанас Науседа.
Его комментарий был: "К сожалению, да". И подробно объяснил, что не так с Россией на международной арене и в ее внутренней политике. В этом месте нельзя не упомянуть бывшего литовского лидера Далю Грибаускайте, которая прославилась фразой о том, что Россия — это "террористическое государство". Тогда казалось, что сказать жестче уже невозможно, но Науседа превзошел свою предшественницу.
Вообще, его риторика в отношении России усилилась в последнее время. Например, литовский лидер сказал: "Я вижу много признаков, которые демонстрируют откровенное наплевательство, давайте назовем так, на ценности цивилизованного мира, пренебрежение правом народов на самоопределение, пренебрежение территориальным суверенитетом своих соседей, и Кремль в последнее время показывает это довольно демонстративно". Где Россия, например, не считается с правом наций на самоопределение, не очень ясно.
Или вот еще одна цитата из Науседы: "Мы не видим ее усилий по выполнению Минских договоренностей, аннексия Крыма продолжается. Кибернетические и гибридные атаки на ЕС не прекращаются, жестокие нарушения прав и свобод человека являются частью повседневной жизни России. Нельзя забывать и о незаконном заключении Алексея Навального. Форсируется создание Союзного государства с Белоруссией. Все это не создает предпосылок для переосмысления отношений с Россией. Напротив, если ситуация не меняется, Литва выступает за ужесточение санкций в отношении России". Какое дело Литве до того, например, что Россия и Белоруссия строят Союзное государство, и почему за это необходимо ужесточить санкции против России, снова неясно.
Короче говоря, Вильнюс осуждает Москву за все ее действия только потому, что это делает Россия. С другой стороны, есть много способов критиковать, например, резко, но вежливо. Литва в последнее время "теряет дипломатические берега". Видимо, вдохновляет американская позиция. Как отметил Науседа, "Соединенные Штаты принципиально оценивают действия России против западных демократий – это хороший знак для Литвы. Что касается угроз со стороны России, Литва и США – единомышленники, соглашаются и поддерживают друг друга".
Другими словами, Литва давно сосредоточила свою внешнюю политику на самых агрессивных "ястребах" Запада, которые хотят уничтожить Россию. Поэтому она с удовольствием повторяет их позицию, которая сейчас доминирует в Вашингтоне. Правда, Байден обозвал Путина "убийцей", но Америка под его управлением в то же время увеличила импорт российской нефти на рекордные объемы. А Литва думает, как ее действия соотносятся с имиджем страны и ее национальными интересами? Какая ей польза от попыток максимально раскритиковать Россию (и тем самым окончательно испортить отношения с Москвой) и доказать, что она является одним из самых лояльных и лучших союзников Соединенных Штатов?
Никакая — только убытки. Более того, создается впечатление, что литовскому руководству даже не нужна эта выгода, потому что оно, кажется, просто ненавидит Россию. Иначе трудно объяснить все те бессознательные заявления, которые все больше сближают Литву с совершенно неадекватной Украиной, и, например, решение противодействовать включению международно признанной российской вакцины "Спутник V" в возможную систему так называемого европейского паспорта вакцинации.
Хуже всего во всей этой истории то, что Вильнюс энергично и последовательно разрушает отношения со своим большим соседом, совершенно не задумываясь о краткосрочных и долгосрочных последствиях такой "политики отторжения". А что, если Россия обидится и предпримет какие-то ответные действия – например, в экономической сфере? Как после таких заявлений президента решать текущие вопросы двусторонних отношений на более низком уровне? В будущем, если отношения между государствами когда-либо случайно улучшатся, удастся ли восстановить то, что было успешно разрушено до основания?
Некоторое время назад посол Литвы в РФ Эйтвидас Баярунас отметил, что Литве нужно что-то делать со стереотипом о самой себе, который утвердился в России, что это "маленькая, злая, русофобская страна, которая только и думает о том, как навредить России". После заявления Науседы остались вопросы? Но очень важно отметить, что в данном случае (как и в ситуации отношений России и Украины) речь идет о безответственных политиках, а не о простых людях обеих стран, которые, в целом доброжелательно относясь друг к другу, все еще пытаются сохранить то, что осталось хорошего в двусторонних отношениях Литвы и России.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.