20:59 05 Июня 2020
Прямой эфир
  • USD1.1330
  • RUB77.8155
    Колумнисты
    Получить короткую ссылку
    951950

    С начала 2020 года в Европе начал отсчет своего функционирования новый региональный газовый рынок – Финляндия, Эстония и Латвия отменили взаимные пошлины и унифицировали соответствующие налоги

    Основанием для этого стало не только подписание в феврале 2019 года соответствующего тройственного соглашения, но и "железный аргумент" – магистральный газопровод (МГП) Baltic Interconnector, который прошел через Финский залив и соединил газовые системы Эстонии и Финляндии. Из названия очевидно, что этот МГП спроектирован и построен так, что обеспечивает прокачку газа в обоих направлениях. Такой же режим работы технически осуществим между Эстонией и Латвией еще с советских времен.

    Политики Европейского союза, политики Прибалтики и Финляндии, подвизавшиеся на ниве русофобии, старательно распространяют многочисленные тексты о том, что "в результате реализации этого проекта Финляндия, Эстония и Латвии укрепили свою энергетическую независимость от агрессивной России и тоталитарного "Газпрома" (прилагательные можно менять местами по вкусу).

    Вот только автоматически появляется вопрос: если цель проекта Baltic Interconnector заключалась именно в этом, то по какой причине в составе нового регионального рынка нет Литвы? Эта республика просто "ветеран" борьбы с зависимостью от российского газа, газовые системы Литвы и Латвии соединены давно и надежно – так почему в составе рынка только три государства? Поскольку вразумительного ответа на этот "детский" вопрос нет, то появляются сомнения – так ли все однозначно и просто?

    Региональный газовый рынок "на троих"

    Разумеется, все традиционно: за любыми словами любых политиков всегда скрываются экономические интересы государств, которые эти политики представляют. Если "фронт борьбы против газовой зависимости от России" изначально не досчитался одного бойца – значит, никакая зависимость или независимость тут ни при чем.

    Если отбросить шелуху политической демагогии и присмотреться к реальным фактам, то все встанет на свои места. А факты незатейливы – более 80 процентов газа, импортируемого Эстонией и Латвией, поступают из России, а у Финляндии эта цифра и вовсе близка к 100. Можно сколько угодно прокачивать газ из Эстонии в Финляндию и обратно, поставщиком при этом все равно останется "Газпром".

    Есть два нюанса – один "бухгалтерский", второй сугубо технический. У "Газпрома" есть три договора на поставку газа компаниям каждого из государств, и эти договоры не идентичны друг другу – формулы цены в них разные, поскольку разными являются и объемы потребления в каждой стране, и протяженность маршрутов поставок, что тоже влияет на уровень цен. Следовательно, перекидывая объемы газа друг другу, Латвия, Эстония и Литва вполне могут сократить свои расходы на покупку газа. Почему бы не поиграть в комбинаторику, если Еврокомиссия субсидировала 75 процентов инвестиций в строительство Baltic Interconnector?

    Технический нюанс заключается в том, что на территории Эстонии и Финляндии нет ни одного подземного хранилища газа, а вот на территории Латвии успешно работает крупнейшее в регионе и одно из самых больших в Европе ПХГ "Инчукалнс". Следовательно, соединение газовой системы Финляндии с газовой системой Латвии (через территорию Эстонии) увеличивает энергетическую безопасность Финляндии, а это дорогого стоит.

    Советский, а теперь российский газ поставляется в Финляндию более полувека, более полувека Финляндия в самом буквальном смысле слова зависела от российской газовой трубы. Любая авария мгновенно привела бы к серьезным проблемам, но к чести советских, российских и финских инженеров, проектировавших систему газопроводов "Северное измерение", ничего подобного за все эти годы не происходило. Но энергобезопасности много не бывает, а уж когда за нее платит Еврокомиссия, отказываться от такого подарка судьбы просто глупо. Не знаю, имеется ли в финском языке аналог русской поговорки "береженого бог бережет", но финны повели себя разумно.

    Нарушенный договор и сицилийская народная мудрость

    Отсутствие в составе нового рынка Литвы и унизительные осенние просьбы ее президента – прямое следствие поведения политиков этой страны в предшествующие годы. В 2009 году в Риге был подписан тройственный договор, при помощи которого Литва, Латвия и Эстония намеревались бороться с энергетической зависимостью от России, причем не только газовой.

    К тому времени у Эстонии уже имелись два энергетических кабеля, связывающих ее с энергетической системой Финляндии, Латвия и Литва ничем подобным похвастаться не могли. Договор предусматривал, что Литва получит энергетические соединения с Польшей и Швецией, а в Латвии будет построен регазификационный терминал на максимально близком расстоянии от ПХГ "Инчукалнс".

    Еврокомиссия быстро выделила субсидии для решения вопросов Литвы, что вполне объяснимо –ведь именно по настоянию ЕК Литва в 2009 году полностью остановила работу Игналинской АЭС, после чего собственная генерация республики может обеспечить только 15-20 процентов потребностей населения и промышленности в электроэнергии. Проблем не возникло, поскольку Литва входит в состав энергетического кольца БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Латвия, Литва), но зависимость от России и Белоруссии казалась, да и кажется и литовским, и европейским политикам слишком значительной. Я подчеркиваю – именно политикам, поскольку профессионалы энергетической отрасли никаких волнений по этому поводу не испытывали и не испытывают, БРЭЛЛ многие годы доказывает свою надежность, качество, а наличие резервных мощностей надежно страхует всех участников этого энергообъединения от любых технических неполадок и погодных ЧП.

    Так или иначе, но к 2015 году и ЛЭП из Литвы в Польшу появилась, и кабель в Швецию был проложен. Казалось бы, все шло по плану, в полном соответствии с договором 2009 года. Но внезапно, руководствуясь совсем уж непонятными мотивами Литва во главе с возглавлявшей ее тогда мадам Грибаускайте, приняла "сольное" решение о том, что в порту Клайпеды появится регазификационное судно, которое будет принимать СПГ и для потребителей самой Литвы, и для потребителей ее северных соседей.

    Другими словами, договор 2009 года был нарушен Литвой в одностороннем порядке, без попыток даже минимального согласования с Латвией и с Эстонией. Достаточно хорошо интегрированные к тому времени Латвия и Эстония освоили народную сицилийскую мудрость "долг платежом страшен", которую и воплотили в жизнь в феврале 2019 года, "забыв" при формировании регионального газового рынка о существовании Литвы. "Балтийское единство"? Нет, не слышали. Хотите присоединиться? Ну, мы подумаем, а вы результаты наших раздумий оплатите "звонким евро". На сегодняшний день Литва – вне этого рынка, поставки газа на север аккуратно обкладываются таможенными пошлинами.

    Отказываясь покупать газ у "Газпрома", Литва покупает его у… "Газпрома"

    Тем не менее в январе 2020 года поставки газа из Литвы на север уже начаты и продолжаются. Чудо? Нет – это мы наблюдаем в действии, что может дать европейский спотовый газовый рынок. Цены на нем сейчас значительно ниже, чем цены на газ в долгосрочных контрактах с "Газпромом", и в Литве нашлись газовые компании, которые весьма удачно вписались в этот тренд.

    Самое занимательное, что на споте литовцы покупают все тот же российский газ – в Клайпеду его везут газовозы, загружающиеся на предприятии "Криогаз-Высоцк". Контрольный пакет этого завода принадлежит компании "Новатэк", и на сегодняшний момент она в буквальном смысле слова выбрасывает его объемы на спотовый рынок.

    Причина в том, что еще не закончено строительство регазификационного терминала в немецком порту, которое "Новатэк" ведет совместно с бельгийской компанией для реализации долгосрочного проекта. Бельгийцы и россияне намерены строить газовые автозаправочные станции в Германии, поставляя на них СПГ из Высоцка. Но есть еще один нюанс, который не позволяет говорить, что "Криогаз-Высоцк" – проект "Новатэка", все чуть сложнее.

    Если не полениться и зайти на официальный сайт этой компании, то в описании проекта "Криогаз-Высоцк" легко можно обнаружить, что ресурсным источником для завода служит газоотвод от магистрали "Газпрома". Несмотря на то, что 49 процентов акций "Криогаз-Высоцка" принадлежат "Газпром банку", сам "Газпром" продает газ заводу в Высоцке отнюдь не по себестоимости, а по вполне коммерческим ценам, зарабатывая на этом условно "первую порцию прибыли".

    После того, как газ становится сжиженным, "Новатэк" продает его литовским компаниям, тем самым зарабатывая прибыль и для "Газпром банка" как акционера завода, в итоге "Газпром" зарабатывает "вторую порцию прибыли". Покупая СПГ у "Криогаз-Высоцка", Литва снижает объемы закупок газа у "Газпрома" – красиво звучит.

    В реальности – не покупая у "Газпрома" газ в его обычном агрегатном состоянии, Литва покупает у "Газпрома" в сжиженном виде. Латвийские, эстонские и финские компании, покупая газ у литовских компаний, снижают объемы закупок газа у "Газпрома", но в реальности покупают все тот же "газпромовский" газ. Смешно. Зато у политиков прибалтийских стран есть возможность громогласно заявлять, что они перестали покупать газ у российского государственного концерна, сделав выбор в пользу продукции российской частной компании.

    На одном из российских телеканалов регулярно идет ток-шоу "Пусть говорят". Если честно, я никогда не смотрел, но название красивое – чисто прибалтийское.

    Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

    Удивительное рядом: Independence VS «Свиноуйсьце»
    © Sputnik /
    Удивительное рядом: Independence VS «Свиноуйсьце»
    Теги:
    Россия, "Газпром", поставки СПГ, поставки СПГ в Европу, СПГ-терминал, СПГ, Литва, газ
    Загрузка...


    Главные темы

    Орбита Sputnik