16:41 18 Июля 2019
Прямой эфир
  • USD1.1215
  • RUB70.4625
    Торговый порт в Калининграде, архивное фото

    Хватай транзит, порты уходят: почему эстонский министр грустил на ПМЭФ-2019

    © Depositphotos
    Колумнисты
    Получить короткую ссылку
    Борис Марцинкевич
    2383271

    Министр экономики Эстонии стал свидетелем своеобразного флешмоба "Медленно запрягаем, да быстро едем": три года российские инвесторы готовили проекты расширения мощностей портов Ленинградской области, Таави Аас наблюдал финальную стадию этого предварительного этапа

    Петербургский международный экономический форум вот уже много лет занимает важное место в развитии экономики России, да и не только ее. С 2006 года форум проходит под патронатом и при участии президента РФ, и с этого времени неуклонно растет уровень участников — как из мира бизнеса, так и из мира политиков. В Санкт-Петербурге встречаются президенты, премьер-министры и просто министры, а в этом году политический уровень ПМЭФ достиг "потолка" — в его работе принял участие генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Антониу Гутерреш.

    Делегация Эстонии на ПМЭФ после пятилетнего перерыва

    Но, конечно же, вся передовая общественность планеты в лице жителей Прибалтики вообще и Эстонии в частности самым внимательным образом наблюдала за другим эпохальным событием: впервые после 2014 года на ПМЭФ отправился министр экономики и инфраструктуры Эстонии Таави Аас!

    Любезное и вполне дружелюбное приглашение посетить форум Министерство экономики Эстонии получило еще в начале 2019 года, но, разумеется, эстонским профессионалам потребовалось время, чтобы основательно подумать над ним. Идти "на поводу у коварного Кремля" или же проявить гордость и напомнить, что письмо должно было быть переведено на государственный эстонский язык?

    Если же без иронии, то отношения между Россией и Европейским союзом, чрезвычайно дисциплинированным членом которого является Эстония, с начала года неоднократно менялись, свое влияние на них оказывали и политики США. Так что удивляться тому, что Таави Аас решился на визит в Санкт-Петербург только в самом конце мая, не приходится.

    У этой "медали" есть две стороны. Одна сторона очевидна, о ней без устали каждый день напоминают все европейские СМИ: Евросоюз продолжает санкционную политику в отношении России, никто пока не отменял провозглашенный еще Бараком Обамой курс на "международную изоляцию России". Вторая сторона очевидна куда как менее. 2019 год — рубеж, на котором заканчивается программа содействия экономике стран Прибалтики со стороны Фонда солидарности Евросоюза, которая была разработана специально для выравнивания уровня экономического развития между "старыми" и "новыми" членами ЕС. Программа, вероятнее всего, будет продолжена, но решение об этом будет зависеть уже от нового состава Европарламента и Еврокомиссии (полномочия ЕК нынешнего состава закончатся осенью 2019 года).

    После начала "войны санкций" между ЕС и Россией транзитные потоки через прибалтийские порты значительно сократились. Этот процесс получил дополнительный стимул в 2016 году, когда Владимир Путин посоветовал российскому бизнесу активнее использовать возможности российских портов на Балтийском побережье.

    Отношения между крупным бизнесом и президентом России весьма демократичны: Владимир Путин имеет полное право давать дружеские советы, а российские предприниматели — не менее полную свободу эти советы выслушать и сделать так, как они считают для себя наиболее выгодным. Демократия и рынок, а как же!.. Не хочется тебе быть крупным предпринимателем — можешь поступать вопреки советам, никаких проблем.

    В 2019-м ЕС вынес окончательный приговор эстонской энергетике — из-за излишне высокого уровня содержания углекислого газа на сланцевых Нарвских электростанциях Эстония обязана закрывать один энергоблок за другим. В этом году установленная мощность генерирующих мощностей концерна Eesti Energia уменьшится сразу на 25 процентов, Эстония перестанет быть страной — экспортером электроэнергии. Но процесс постепенного закрытия энергомощностей на этом только начинается, впереди у этой страны совершенно новая страница биографии — ей предстоит стать уже импортером электроэнергии.

    Разумеется, закрытие энергоблоков электростанций неизбежно сопровождается увольнениями, причем не только сотрудников ТЭЦ, но и всех тех, кто был задействован в добыче горючих сланцев. Если коротко — для Эстонии настают не самые веселые времена, и в этот раз "экономика победила политику", Министерство энергетики этой страны вспомнило наконец, что такое добрососедские отношения цивилизованных государств.

    Бенефис Ленинградской области

    Сообщая о своем решении приехать на ПМЭФ-2019, Таави Аас заявил, что он планирует обсудить в Санкт-Петербурге привлечение дополнительных транзитных грузопотоков и ряд других вопросов. Идея, конечно, хорошая, но вот относительно ее своевременности есть серьезные сомнения. За три дня проведения экономического форума его участники подписал 650 контрактов на общую сумму в 3,1 триллиона рублей, что стало для ПМЭФ новыми рекордными отметками. А ирония судьбы заключается в том, что господин Аас стал свидетелем "цыганочки с выходом", которой на ПМЭФ блеснула приграничная с Эстонией Ленинградская область.

    На долю этого региона пришлось инвестиционных договоров на сумму 1,023 триллиона рублей — треть от всех контрактов, заключенных на форуме. Холдинговая компания "Новотранс" вложит в строительство нового торгового универсального терминала в Усть-Луге 46,5 миллиарда рублей — в 50 километрах от границы с Эстонией будет расти перевалка угля, зерновых и пищевых грузов, рудных материалов.

    Четвертая, пятая и шестая очереди терминала Усть-Луги — это еще 24,3 миллиона тонн транзитных грузов в год. Подписано соглашение о стратегическом партнерстве между Приморском и немецким портом Росток — его участники намерены в ближайшее время построить перегрузочные комплексы с суммарным грузооборотом до 70 миллионов тонн балкерных (насыпных) грузов. Инвестиции в новый угольный терминал в Высоцке составят 24 миллиарда рублей, в 13 миллиардов рублей обойдется строительство здесь же специализированного зернового терминала.

    Список — длиной в лист, миллионы тонн грузов, десятки тысяч новых рабочих мест, миллиарды рублей инвестиций. Жемчужина этой коллекции — газохимический кластер в Усть-Луге, который намерен возводить "Газпром" с партнерами по консорциуму. СПГ-завод мощностью в 13 миллионов тонн продукции в год, газоперерабатывающий завод мощностью 43 миллиарда кубометров газа как исходного сырья, специализированные терминалы, с которых будут уходить не только танкеры-газовозы, но и суда, которые повезут газовое моторное топливо европейским потребителям. Только на строительство этого комплекса потребуется 30 тысяч специалистов, и это не считая газохимического комбината, на котором будет идти более глубокая переработка продукции газового завода. И все это, повторюсь, в 50 километрах от эстонской Нарвы — города, в котором стараниями ЕС будет расти число безработных квалифицированных энергетиков и горняков.

    Народная мудрость XXI века

    Мы с вами знаем десятки анекдотов про "горячих эстонских парней", но так уж получилось, что с того момента, как Владимир Путин дал российским предпринимателям совет отказаться от транзитных услуг портов прибалтийских стран в пользу российских портов, прошло три года. Министр экономики Эстонии стал свидетелем своеобразного флешмоба "Медленно запрягаем, да быстро едем": три года российские инвесторы готовили проекты расширения мощностей портов Ленинградской области, Таави Аас наблюдал финальную стадию этого предварительного этапа. Да, ему действительно удалось встретиться с министром транспорта России Евгением Дитрихом, господа министры договорились о возобновлении в ближайшее время работы двусторонней транспортной комиссии, которая будет обсуждать и планировать… Что именно? Да какая разница после всего, что сумела добиться Ленинградская область для своих портов.

    Возможно, я ошибаюсь, высказывая оценочное суждение о настроении эстонского министра экономики, но на круглый стол по теме "Россия — Прибалтика: на пути к доверию и выгодному партнерству" Таави Аас просто не пришел. Похоже, после сравнения достигнутого им результата и тех инвестиционных контрактов, которые были подписаны по российским портам на Балтике чуть ли не у него на глазах, настроение у господина министра было отнюдь не мажорное, чтобы дискуссии дискутировать.

    За последние годы в России появилась новая народная мудрость: "Русофобия — занятие популярное, но очень уж дорогое". Народ мудр — исключений из этого правила пока никто не видел.

    Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

    Теги:
    Россия, транзит грузов, Прибалтика, Эстония
    Загрузка...


    Главные темы

    Орбита Sputnik