ВИЛЬНЮС, 14 фев – Sputnik. Тайвань должен выполнить "финансовые обещания" перед Литвой, считают глава Литовской конфедерации бизнеса (LVK) Андрюс Романовскис и советник LVK Вилюс Кряучюнас.
Они напомнили, что в разгар противостояния между Китаем и Литвой Тайвань объявил о создании инвестиционного фонда в размере 200 миллионов долларов (около 168 миллионов евро) для вложений в литовскую промышленность, а также фонда в миллиард долларов (около 841 миллиона евро) для "совместных литовско-тайваньских бизнес-проектов".
Однако, подчеркнули в LVK, за три с половиной года из второго фонда литовским компаниям дали лишь около 25 миллионов долларов (около 21 миллиона евро) в виде долгосрочных кредитов. Более того, тайваньские инвестиции направлялись и в другие европейские страны, без "особого внимания к Литве".
"За последние четыре с половиной года фонд направил в наш регион около 250 миллионов долларов США финансирования — три четверти средств из этого фонда еще не инвестированы. Около десяти процентов всего финансирования, предоставленного фондом на сегодняшний день, поступило в Литву", - пожаловались на неблагодарность Тайбэя Романовскис и Кряучюнас.
Они также напомнили о создании инвестиционного фонда венчурного капитала объемом 200 миллионов долларов (около 177 миллионов евро), ориентированного на весь регион. Из него выделили 17 инвестиций, из которых только три пришлось на Литву. Так, три литовские компании получили около 16,3 миллиона евро.
"В обоих случаях Литва не выделяется как страна, получившая больше внимания в рамках этих фондов, хотя конкретное обещание было дано именно Литве, и политическая поддержка Тайваня со стороны Литвы значительно выше, чем у других стран региона", - пожаловались представители LVK.
По их подсчетам, больше всего тайваньских средств получают Чехия и Словакия, тогда как за последние четыре года инвестиции Тайваня в Литву были "очень незначительными"
"Из обещанных инвестиций в размере приблизительно одного миллиарда евро, Литве были предоставлены лишь несколько десятков миллионов евро в виде кредитов и несколько десятков миллионов евро в виде венчурных инвестиций", - указали Романовскис и Кряучюнас.
При этом они считают, что частично виноваты в сложившейся ситуации именно литовские политики, которые "не желают или не могут показать, что смелая политическая позиция Литвы заслуживает серьезных инвестиций" со стороны Тайваня.
"Тайвань пока не оправдал наших ожиданий. Особенно учитывая, что экономика Литвы, в отличие от большинства других европейских стран, не находится в непоправимой зависимости от Пекина, а упомянутые инвестиционные фонды еще не вложили основную часть своего капитала", - указали представители LVK.
С учетом этого Романовскис и Кряучюнас считают, что Тайваню необходимо осознать важность инвестиционных обещаний перед Литвой, которая "выразила исключительную политическую поддержку" и разрешила открыть в Вильнюсе официальное представительство Тайваня, а не Тайбэя, как в некоторых других странах.
"Литовские дипломаты и политики должны стремиться к тому, чтобы тайваньские инвестиции в Литву имели реальную ценность и оказывали реальное экономическое воздействие…В любом случае, потребность в инвестициях в Литву велика, и для того, чтобы инвестиции обеспечили существенный экономический подъем, важно, чтобы тайваньские средства инвестировались продуктивно и систематически", - указали в LVK.
Представители литовского бизнеса подчеркнули, что Тайваню необходимо найти "политическую волю" для выполнения своих обещаний перед Литвой, уточнить приоритеты инвестиций, а также принять на себя инвестиционные риски и дождаться отдачи от инвестиций. При этом настойчивость литовских дипломатов по вопросу привлечения обещанных средств будет иметь "решающее значение". Так, выполнение инвестиционных обещаний Тайваня является "гарантией наших основанных на ценностях и взаимовыгодных отношений".
Ранее официальный представитель канцелярии по делам Тайваня при Госсовете КНР Чжу Фэнлянь заявила, что Вильнюс должен "исправить ошибки и встать на правильную сторону истории" для восстановления дипломатических отношений с Пекином.
При этом советник президента Литвы по внешней политике Аста Скайсгирите заявила, что Литва не готова закрывать представительство Тайваня в Вильнюсе для восстановления дипломатических отношений с Китаем. В то же время она признала, что восстановление отношений с Китаем является общей позицией властей Литвы, однако методы такой нормализации "остаются предметом обсуждения".
Президент Литвы Гитанас Науседа также подчеркнул, что литовские власти никогда не считали работающее в столице Литвы представительство Тайваня дипломатической миссией и всегда придерживались принципа "одного Китая". По его мнению, китайские власти должны проявить "больше уважения" к Литве.
Однако премьер-министр балтийской республики Инга Ругинене заявила, что в вопросе отношений с Китаем Литве нужно думать не о ценностях, а о пользе для себя.
Конфликт между Литвой и КНР
Отношения между Литвой и Китаем ухудшились после того, как в 2021 году в Вильнюсе было открыто официальное представительство Тайваня, а не Тайбэя, как в некоторых других странах. Такие действия балтийской республики власти КНР сочли нарушением принципа "одного Китая".
Пекин понизил уровень дипломатических отношений с Литвой, поскольку литовские власти не прислушались к претензиям Китая и проигнорировали предупреждения. В дальнейшем премьер-министр Литвы Инга Ругинене назвала решение Вильнюса по Тайваню "огромной ошибкой", которое "никто не оценил".
Председатель Комитета Сейма по иностранным делам Ремигиюс Мотузас также подчеркивал, что диппредставительство между странами необходимо. Так, Вильнюс неизбежно должен вернуться к отношениям с Пекином. Он обратил внимание, что Литва остается единственным государством ЕС, у которого нет дипотношений с КНР.
Из-за кризиса в отношениях с КНР литовский бизнес столкнулся с большими трудностями, а разные политики и эксперты из балтийской республики многократно признавали ошибку литовской стороны в фактическом разрушении отношений с КНР.
Читайте Sputnik Литва в MAX! Еще больше оперативной, свежей и интересной информации.