ВИЛЬНЮС, 8 дек – Sputnik. Лидер Демократического союза "Во имя Литвы", депутат Сейма Саулюс Сквернялис считает, что если застрявшие на территории Белоруссии грузовики не смогут вернуться в Литву, то компенсацию за них можно заплатить водителям из замороженных в Литве белорусских активов.
"Нам нужно разобраться, сколько из этих грузовиков фактически находятся в заложниках, потому что на самом деле нет такой ситуации, как нам здесь рисуют, на самом деле столько нет, и те цифры совершенно другие. И <...> нам просто нужно понимать, что они будут потеряны или могут быть потеряны, а перевозчикам должны быть выплачена компенсация. Но выплачена не из литовского бюджета, а за счет белорусских активов, находящихся в Литве", — заявил Сквернялис в интервью литовским СМИ.
Политик отметил, что государство уже сейчас должно готовиться к такому шагу.
"Никто не запрещает начать судебные процедуры, используя временные защитные меры, как в случае с тем же санаторием в Друскининкае, чтобы имущество было оценено, описано судебными приставами и подготовлено к тому, чтобы в случае необходимости выплаты компенсации имущество было реализовано и компенсация выплачена", — заявил Сквернялис.
По его словам, если литовские фуры будут конфискованы в Белоруссии, то белорусская сторона должна понимать, что в Литве будут применены асимметричные меры.
Ранее стало известно, что власти Литвы не могут определить точное количество грузовиков, застрявших на спецстоянках в Белоруссии. Так, премьер Литвы Инга Ругинене заявляла, что в Белоруссии остается около 280 грузовиков. При этом в Национальной ассоциации автоперевозчиков Литвы Linava утверждают, что в соседней республике находятся около четырех тысяч транспортных средств, 1,2 тысяч из которых — фуры.
Скандал из-за метеозондов в Литве
В конце октября Литва полностью в одностороннем порядке заблокировала движение автотранспорта через границу с Белоруссией. Работу прекратил пункт пропуска "Шальчининкай", а "Мядининкай" работал с серьезными ограничениями. По версии Вильнюса, решение было принято из-за массированных "налетов" метеозондов с контрабандой сигарет.
В ответ Минск прекратил пропуск через границу литовских фур. В итоге в Белоруссии застряли более тысячи литовских грузовиков, которые отправили на платные стоянки.
В Linava указали, что решение Вильнюса закрыть границу с Белоруссией обернулось для литовских перевозчиков "серьезной экономической блокадой".
Границу между двумя странами открыли 20 ноября. При этом госсекретарь Совета безопасности Белоруссии Александр Вольфович заявил, что литовские грузовики остаются на белорусской территории из-за нежелания Вильнюса идти на диалог на политическом уровне.
Глава МИД Белоруссии Максим Рыженков подчеркнул, что Минск выступает за окончательное урегулирование всех проблемных вопросов на границе, чтобы ее функционирование приобрело "устойчивый и прогнозируемый для бизнеса и граждан Белоруссии, Литвы и третьих стран характер".
Однако президент Литвы Гитанас Науседа заявил, что балтийская республика не будет поддаваться на якобы "шантаж" со стороны Белоруссии, а сложившуюся ситуацию необходимо разрешить на "техническом уровне".
Читайте Sputnik Литва в MAX! Еще больше оперативной, свежей и интересной информации.