ВИЛЬНЮС, 4 дек – Sputnik. Литовские перевозчики пытаются получить от Белоруссии номерные знаки всех задержанных транспортных средств, чтобы "предотвратить спекуляции" в публичном пространстве, заявил президент Национальной ассоциации автоперевозчиков Литвы Linava Эрландас Микенас.
Ранее стало известно, что власти Литвы не могут определить точное количество грузовиков, застрявших на спецстоянках в Белоруссии. Так, премьер Литвы Инга Ругинене заявляла, что в Белоруссии остается около 280 грузовиков. При этом в Linava утверждают, что в соседней республике находятся около четырех тысяч транспортных средств, 1,2 тысяч из которых — фуры.
В этих условиях Микенас заявил, что для "предотвращения спекуляций" перевозчики пытаются получить от белорусской таможни номерные знаки всех задержанных транспортных средств через международную организацию.
"Что в наших силах — мы обратились в Международную ассоциацию перевозчиков, членом которой является Linava, а также в белорусскую национальную ассоциацию (перевозчиков) БАМАП с просьбой задать таможне Белоруссии вопросы, по какому поводу задерживаются грузовики, и мы очень хотели бы получить все номерные знаки задержанных транспортных средств, чтобы в Литве не возникало никаких спекуляций по поводу этого количества", - передают его слова литовские СМИ.
Он надеется, что Международная ассоциация перевозчиков сможет разрешить эту ситуацию, поскольку у нее есть право задавать вопросы таможенным органам каждой страны.
Микенас также прокомментировал данные белорусской стороны, согласно которым в Белоруссии застряли 1,8 тысячи грузовиков литовских перевозчиков.
"Эта разница, вероятно, связана с тем, что польские перевозчики зарегистрировали в Литве транспортные средства, а именно полуприцепы", — пояснил он.
В то же время спикер Сейма Литвы Юозас Олекас заявил, что у властей до сих пор нет никакой точной информации по задержанному имуществу перевозчиков.
"Если бы у нас были какие-то цифры, которые предоставила Международная транспортная организация, если бы они их как-то фиксировали, то, возможно, мы могли бы (говорить о компенсации), но они (цифры) должны быть действительно объективными и понятными… Насколько мне известно, у нас нет номерных знаков ни одного задержанного (транспортного средства)", — заявил он.
По его словам, литовские перевозчики требуют у властей вернуть застрявшие в Белоруссии грузовики и говорят о компенсации убытков, поскольку "теряют имущество и могут обанкротиться".
"В первую очередь нужно выяснить, застрахованы ли перевозчики. Если бы такие решения (о возмещении убытков) принимались, то масштабы (застрявших транспортных средств) нужно было определить очень четко", - предупредил он.
Олекас также считает, что часть зарегистрированных в Литве грузовиков и полуприцепов и вовсе могут принадлежать гражданам Белоруссии.
"Возможно, они (граждане Белоруссии) открыли здесь, в Литве, фирму, чтобы ездить с литовскими номерами, но это всего лишь литовские номера, а собственность принадлежит гражданам Белоруссии. Я не могу ответить на этот вопрос, но мы должны действительно знать об этих вещах, и, возможно, следует подумать о том, как решаются эти вопросы", - указал спикер Сейма.
Он надеется, что Литве удастся вернуть застрявшие фуры с помощью США.
"Я думаю, мы не бессильны… Одна из самых реалистичных мер с нашей стороны, вероятно, — это поговорить с американцами, если их люди пойдут на переговоры с представителями режима (президента Белоруссии Александра Лукашенко), чтобы был поднят вопрос о нарушениях воздушного пространства и задержанных транспортных средствах", - заявил Олекас.
Ранее Микенас предупредил, что перевозчики, которые не могут вернуть застрявшие в Белоруссии грузовики, угрожают начать блокировать дороги. В этих условиях Linava готовится провести акцию мирную акцию протеста в Вильнюсе, чтобы недовольные перевозчики отказались от подобных планов. Протест запланирован на 10 декабря.
Скандал из-за метеозондов в Литве
В конце октября Литва полностью в одностороннем порядке заблокировала движение автотранспорта через границу с Белоруссией. Работу прекратил пункт пропуска "Шальчининкай", а "Мядининкай" работал с серьезными ограничениями. По версии Вильнюса, решение было принято из-за массированных "налетов" метеозондов с контрабандой сигарет.
В ответ Минск прекратил пропуск через границу литовских фур. В итоге в Белоруссии застряли более тысячи литовских грузовиков, которые отправили на платные стоянки.
В Linava указали, что решение Вильнюса закрыть границу с Белоруссией обернулось для литовских перевозчиков "серьезной экономической блокадой".
Границу между двумя странами открыли 20 ноября. При этом госсекретарь Совета безопасности Белоруссии Александр Вольфович заявил, что литовские грузовики остаются на белорусской территории из-за нежелания Вильнюса идти на диалог на политическом уровне.
Глава МИД Белоруссии Максим Рыженков подчеркнул, что Минск выступает за окончательное урегулирование всех проблемных вопросов на границе, чтобы ее функционирование приобрело "устойчивый и прогнозируемый для бизнеса и граждан Белоруссии, Литвы и третьих стран характер".
Однако президент Литвы Гитанас Науседа заявил, что балтийская республика не будет поддаваться на якобы "шантаж" со стороны Белоруссии, а сложившуюся ситуацию необходимо разрешить на "техническом уровне".
Читайте Sputnik Литва в MAX! Еще больше оперативной, свежей и интересной информации.