В Литве просят список номеров транспортных средств, застрявших в Белоруссии

Ранее стало известно, что власти Литвы не могут определить точное количество грузовиков, застрявших в Белоруссии
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ВИЛЬНЮС, 4 дек – Sputnik. Литовские перевозчики пытаются получить от Белоруссии номерные знаки всех задержанных транспортных средств, чтобы "предотвратить спекуляции" в публичном пространстве, заявил президент Национальной ассоциации автоперевозчиков Литвы Linava Эрландас Микенас.
Ранее стало известно, что власти Литвы не могут определить точное количество грузовиков, застрявших на спецстоянках в Белоруссии. Так, премьер Литвы Инга Ругинене заявляла, что в Белоруссии остается около 280 грузовиков. При этом в Linava утверждают, что в соседней республике находятся около четырех тысяч транспортных средств, 1,2 тысяч из которых — фуры.
В Литве не могут посчитать, сколько грузовиков застряло в Белоруссии
В этих условиях Микенас заявил, что для "предотвращения спекуляций" перевозчики пытаются получить от белорусской таможни номерные знаки всех задержанных транспортных средств через международную организацию.
"Что в наших силах — мы обратились в Международную ассоциацию перевозчиков, членом которой является Linava, а также в белорусскую национальную ассоциацию (перевозчиков) БАМАП с просьбой задать таможне Белоруссии вопросы, по какому поводу задерживаются грузовики, и мы очень хотели бы получить все номерные знаки задержанных транспортных средств, чтобы в Литве не возникало никаких спекуляций по поводу этого количества", - передают его слова литовские СМИ.
Он надеется, что Международная ассоциация перевозчиков сможет разрешить эту ситуацию, поскольку у нее есть право задавать вопросы таможенным органам каждой страны.
Грозят блокировать дороги: в Литве перевозчики готовятся выйти на протест
Микенас также прокомментировал данные белорусской стороны, согласно которым в Белоруссии застряли 1,8 тысячи грузовиков литовских перевозчиков.
"Эта разница, вероятно, связана с тем, что польские перевозчики зарегистрировали в Литве транспортные средства, а именно полуприцепы", — пояснил он.
В то же время спикер Сейма Литвы Юозас Олекас заявил, что у властей до сих пор нет никакой точной информации по задержанному имуществу перевозчиков.
"Если бы у нас были какие-то цифры, которые предоставила Международная транспортная организация, если бы они их как-то фиксировали, то, возможно, мы могли бы (говорить о компенсации), но они (цифры) должны быть действительно объективными и понятными… Насколько мне известно, у нас нет номерных знаков ни одного задержанного (транспортного средства)", — заявил он.
По его словам, литовские перевозчики требуют у властей вернуть застрявшие в Белоруссии грузовики и говорят о компенсации убытков, поскольку "теряют имущество и могут обанкротиться".
"В первую очередь нужно выяснить, застрахованы ли перевозчики. Если бы такие решения (о возмещении убытков) принимались, то масштабы (застрявших транспортных средств) нужно было определить очень четко", - предупредил он.
Олекас также считает, что часть зарегистрированных в Литве грузовиков и полуприцепов и вовсе могут принадлежать гражданам Белоруссии.
"Возможно, они (граждане Белоруссии) открыли здесь, в Литве, фирму, чтобы ездить с литовскими номерами, но это всего лишь литовские номера, а собственность принадлежит гражданам Белоруссии. Я не могу ответить на этот вопрос, но мы должны действительно знать об этих вещах, и, возможно, следует подумать о том, как решаются эти вопросы", - указал спикер Сейма.
Он надеется, что Литве удастся вернуть застрявшие фуры с помощью США.
"Я думаю, мы не бессильны… Одна из самых реалистичных мер с нашей стороны, вероятно, — это поговорить с американцами, если их люди пойдут на переговоры с представителями режима (президента Белоруссии Александра Лукашенко), чтобы был поднят вопрос о нарушениях воздушного пространства и задержанных транспортных средствах", - заявил Олекас.
Ранее Микенас предупредил, что перевозчики, которые не могут вернуть застрявшие в Белоруссии грузовики, угрожают начать блокировать дороги. В этих условиях Linava готовится провести акцию мирную акцию протеста в Вильнюсе, чтобы недовольные перевозчики отказались от подобных планов. Протест запланирован на 10 декабря.

Скандал из-за метеозондов в Литве

В конце октября Литва полностью в одностороннем порядке заблокировала движение автотранспорта через границу с Белоруссией. Работу прекратил пункт пропуска "Шальчининкай", а "Мядининкай" работал с серьезными ограничениями. По версии Вильнюса, решение было принято из-за массированных "налетов" метеозондов с контрабандой сигарет.
В ответ Минск прекратил пропуск через границу литовских фур. В итоге в Белоруссии застряли более тысячи литовских грузовиков, которые отправили на платные стоянки.
В Linava указали, что решение Вильнюса закрыть границу с Белоруссией обернулось для литовских перевозчиков "серьезной экономической блокадой".
"Не надо вставать на колени": глава Литвы пообещал санкции против Минска
Границу между двумя странами открыли 20 ноября. При этом госсекретарь Совета безопасности Белоруссии Александр Вольфович заявил, что литовские грузовики остаются на белорусской территории из-за нежелания Вильнюса идти на диалог на политическом уровне.
Глава МИД Белоруссии Максим Рыженков подчеркнул, что Минск выступает за окончательное урегулирование всех проблемных вопросов на границе, чтобы ее функционирование приобрело "устойчивый и прогнозируемый для бизнеса и граждан Белоруссии, Литвы и третьих стран характер".
Однако президент Литвы Гитанас Науседа заявил, что балтийская республика не будет поддаваться на якобы "шантаж" со стороны Белоруссии, а сложившуюся ситуацию необходимо разрешить на "техническом уровне".
Лукашенко, верни фуры! Литва побежала за помощью к ЕС
Читайте Sputnik Литва в MAX! Еще больше оперативной, свежей и интересной информации.