Литва должна снизить зависимость перевозчиков от Белоруссии, решил Будрис

Глава литовской дипломатии считает, что благодаря подобным действиям у Минска будет меньше возможностей "влиять" на Вильнюс экономически
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ВИЛЬНЮС, 26 ноя – Sputnik. После возвращения застрявших грузовиков из Белоруссии власти Литвы должны уменьшить зависимость перевозчиков от стран, которые могут "шантажировать" Вильнюс или оказывать на него "политическое давление", заявил министр иностранных дел балтийской республики Кястутис Будрис.
Ранее госсекретарь Совета безопасности Белоруссии Александр Вольфович заявил, что литовские грузовики до сих пор остаются на территории Белоруссии после открытия границы двух стран из-за нежелания Вильнюса идти на диалог на политическом уровне.
Фуры стоят в Белоруссии из-за отказа Литвы от диалога, заявили в Минске
По словам Будриса, Литва "сделает все возможное" для возвращения застрявших в Белоруссии фур и имущества перевозчиков, но речь якобы идет о "вопиющем захвате".
Министр считает, что после возвращения грузовиков власти определят степень допустимой зависимости Литвы от подобных перевозок.
"При оценке экономической безопасности Литвы и Европы – а мы особенно выступаем за экономическую безопасность Европы – это означает минимизацию нарушений, чтобы их было как можно меньше. Чтобы у противника было как можно меньше способов влиять на нас экономически, особенно шантажировать", - передают его слова литовские СМИ.
По его словам, Белоруссия стремится к консультациям на уровне МИД, поскольку это якобы открыло бы Минску "путь к выходу из международной политической изоляции, а также снятию санкций".
Сейчас, по утверждению главы литовской дипломатии, у Вильнюса есть "не один, не два и даже не три" канала, по которым происходит обмен позициями с Минском.
В то же время Будрис признал, что несколько стран ЕС имеют "те или иные контакты" с Минском и пересматривают свою политику, однако они не находятся "в одном лагере" с Литвой по вопросу "архитектуры европейской безопасности".
"Не понимаю, как мы до сих пор находимся в одной лодке с этими странами. Но с литовской стороны такое изменение позиции, установление контакта [с Белоруссией] стало бы очень большим поворотным моментом. Передвигая один камешек, вы передвигаете всю костяшку домино", - предупредил глава МИД Литвы.
Он также призвал иметь внутри Литвы единую позицию по поводу отношений с Минском, однако в обществе заметны разногласия. Более того, отметил Будрис, такие сигналы поступают и от партнеров по правящей коалиции.
Ранее пресс-секретарь МИД Белоруссии Руслан Варанков сообщил, что Минск видит риск нового одностороннего закрытия границы со стороны Вильнюса и предлагает консультации на уровне внешнеполитических ведомств.
Экс-глава МО Литвы призвал привлечь США для возвращения фур из Белоруссии
Глава МИД Белоруссии Максим Рыженков подчеркнул, что Минск выступает за окончательное урегулирование всех проблемных вопросов на границе, чтобы ее функционирование приобрело "устойчивый и прогнозируемый для бизнеса и граждан Белоруссии, Литвы и третьих стран характер".
Однако президент Литвы Гитанас Науседа заявил, что балтийская республика не будет поддаваться на "шантаж" со стороны Белоруссии, а сложившуюся ситуацию необходимо разрешить на "техническом уровне".
В то же время председатель оппозиционного Демократического союза "Во имя Литвы" Саулюс Сквернялис заявил, что переговоры Литвы с Белоруссией о пограничном урегулировании на политическом уровне являются неизбежными. По его мнению, из-за ситуации с застрявшими перевозчиками Литва "находится на стороне проигравших", а также "пребывает в растерянности".
Президент Литвы отказался от политического диалога с Минском по границе
Депутат Сейма и лидер оппозиционной партии "Союз Отечества – Христианские демократы Литвы" Лауринас Касчюнас также считает, что Литве нужно привлекать США для решения ситуации с застрявшими литовскими грузовиками в Белоруссии.

Скандал из-за метеозондов в Литве

В конце октября Литва полностью в одностороннем порядке заблокировала движение автотранспорта через границу с Белоруссией до 30 ноября. Работу прекратил пункт пропуска "Шальчининкай", а "Мядининкай" работал с серьезными ограничениями. По версии Вильнюса, решение было принято из-за массированных "налетов" метеозондов с контрабандой сигарет.
В ответ Минск прекратил пропуск через границу литовских фур. В итоге в Белоруссии застряли более тысячи литовских грузовиков, которые отправили на платные стоянки.
Виноваты перевозчики: в Литве пожалели об открытии границы с Белоруссией
Однако 20 ноября границу открыли.
В Национальной ассоциации автоперевозчиков Литвы Linava указали, что решение Вильнюса закрыть границу с Белоруссией обернулось для литовских перевозчиков "серьезной экономической блокадой". По данным организации, тысячи транспортных компаний понесли миллионные убытки.
В то же время в МИД Белоруссии отметили, что Вильнюс подобными действиями показал свое истинное отношение к европейским ценностям свободы передвижения людей и Минск "не несет ответственности за его (решения) негативные последствия, которые оказались многогранными – от проблем с грузовым транспортом до существенного ущерба, нанесенного не только белорусским гражданам и бизнесу, самой литовской стороне, но и гражданам третьих стран".
Переговоры с Минском о погранурегулировании неизбежны, признали в Литве
Читайте Sputnik Литва в MAX! Еще больше оперативной, свежей и интересной информации.